В селе Гурьев-Казачок Золочевского района Харьковской области староверы живут уже больше трехсот лет - с 1672 года
Здесь можно встретить имена Парамон, Пархом, Епраксия, Акулина: новорожденных всегда называли строго по святцам. Староверам удалось сохранить свой особый мир. Некоторые местные женщины до сих пор крестятся, завидев автомобиль, потому что считают, что это сатана вселился в ревущую телегу. Конечно, религиозные обряды исполняют не так рьяно, как в старину, зато староверческие иконы висят во всех домах, а большинство гурьевцев носят под сорочкой восьмиконечные крестики.
Женились только на своих
Я остановился у одного из самых уважаемых людей Гурьева-Казачка. Василий Павлович Гурьев - человек действительно уникальный. Бывший библиотекарь, он всю жизнь посвятил изучению истории староверов, основал музей, написал несколько книг и даже умудрился, не имея доходов, кроме крохотной пенсии, снять два короткометражных фильма о селе. Сейчас работает над третьим. Остается лишь удивляться, откуда берет силы человек, который еле передвигается по собственному двору: Василий Павлович - инвалид с детства.
- До революции у нас жили замкнуто, браки заключали между своими. Бывало, женились и на двоюродных сестрах, - объясняет Василий Павлович. - Обвенчаться с иноверцем считалось большим грехом. С приходом советской власти устои пошатнулись. Нередко, наплевав на родительские советы, шли под венец с чужими, но это всегда кончалось плохо.
Например, одна девушка, не получив родительского благословения, отреклась от нашей веры и вышла замуж. Так ее вместе с мужем в лесу окружили волки и провожали до дому, а через некоторое время они оба сошли с ума.
Другой парень ради любимой из другого села тоже попрал устои, хотел раскреститься, но как только сплюнул через плечо, так у него сразу ноги и отнялись! И таких историй масса. От веры и родительского благословения отрекаться нельзя!
Священником стала женщина
Неожиданно Василий Павлович переходит на шепот:
- Историю могилы Тамерлана знаешь? - спрашивает он. - В нашем селе тоже оскверненная могила наделала несчастий. Когда в девяностых годах прошлого века бульдозер раскопал на месте старой церкви склеп, где был похоронен священник, рабочие взяли себе его рясу, а кости выбросили. Кара не заставила долго ждать: один кощунник сгорел в собственном доме, второй попал в аварию.
После того случая беды посыпались и на село. Преставился последний священник-наставник, никому не передав знаний. Колхоз распался, пошли свары, старики помирать начали как мухи. Дальше и вовсе напасть: отпевать умерших взялась женщина. А в какой это религии видано, чтобы женщина служила священником? Но пробыла она им недолго, покарал ее Бог.
Вон, пока не стемнело, сходи к ее сестре Марии Ионовне Протопоповой. Она больше расскажет. У них весь род необычный: прапрадед был первым грамотным человеком в селе, Библию переписывал, иконы писал.
Зарезать человека приказал голос
В старенькой мазанке бабушки Марии, как и у Василия Павловича, в углу под потолком висит древняя икона, на которой изображен Христос с двуперстием.
- Перед этой святыней крестили все мое семейство, - отметила хозяйка. - У нас к вере всегда относились трепетно. Учили молитвы, читали священные книги.
- Как же вышло, что ваша сестра взяла на себя обязанности священника?
- Фекла была очень грамотной, знала много молитв. Вот и пришлось ей этим заняться, когда наш последний наставник умер. Никто ведь молитв толком не знал, а люди поголовно умирали. А отпевать кому?! Не пойдешь же к православному священнику, - разглаживает чистый передник Мария Ионовна. - Фекла и священником-то не была, просто выполняла работу, которая остальным оказалась не по силам. Но люди насторожились, начали говорить, что Бог ее за это накажет, а потом все и произошло…
Мария Ионовна вздыхает, морщинистые руки теребят уголки платка у подбородка.
- Одна девчонка зарезала сестру средь бела дня. На суде призналась, что хотела увидеть смерть своими глазами. Нанесла семнадцать ранений!
Правда, селяне пересказывают и другую, мистическую версию убийства. Якобы таинственный голос приказал девушке во сне расправиться с женщиной, порочащей веру. Теперь душегубка отбывает наказание в женской колонии.
Спать положили под иконой
К Василию Павловичу я вернулся уже затемно. Он усердно перепечатывал на старой машинке текст из пожелтевшей тетрадки.
- Свои старые записи нашел, еще 60-х годов, когда начал фиксировать рассказы старожилов, - оторвал он голову от работы. - Между прочим, у нас последние бородатые мужчины только в начале девяностых умерли. До этого ходили небритыми, как и предписывает вера. Собирались в домах, молитвы читали. Однажды я такой молебен на магнитофон записал. Вот послушай.
Василий Павлович включает старый бобинный аппарат, откуда доносится непривычное слуху пение: слов не разобрать, звуки протяжные и монотонные.
Уже поздней ночью Василий Павлович постелил мне в передней.
- Я тебя здесь положу, под иконой. Ты же не боишься под староверческой святыней спать? - хитро щурясь, спросил он у меня.
Вишневое дерево в комнате
- Сейчас пойдешь в особую хату, - поприветствовал меня утром хозяин, едва пропели петухи. - У бабушки Матрены Ивановны посреди комнаты дерево вдруг выросло ни с того ни с сего. Настоящее чудо!
Во дворе меня встретила сама Матрена Ивановна.
- Заходите, гостем будете! Это моя семья: дети, внуки, правнуки, - улыбается хозяйка. Малыши, смущаясь, прячутся за шторкой.
- Что за чудо тут у вас в доме?
- Вишня, что ли? Проходите, покажу.
В старой мазанке, выстроенной еще до войны, у стены и вправду растет деревце. Скептики легко смогли бы объяснить происходящее: полы ведь в доме земляные, как было заведено и при родителях Матрены. Лет пять назад эта вишня пробилась из земли. Каждой осенью необычный «постоялец» сбрасывает листья прямо на пол.
- В этой комнате долго был молитвенный дом, - говорит хозяйка. - Когда в советские годы нашу церковь снесли, люди принесли к нам иконы, расставили их по углам, а потом стали сюда приходить и молиться. Здесь нас еще малышами учили читать по староверческим священным книгам, крестили детей в кадушках. Я и своих тут окрестила. А вишенка эта с каждым годом разрастается все сильнее - внукам и правнукам на радость.
ЛИКБЕЗ «КП»
Староверчество возникло в России в середине XVII века, после того как патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем была проведена религиозная реформа. Новые церковные правила затронули некоторые ритуалы, например, всех обязали креститься не двумя перстами, а тремя и так далее.
Не желая подчиняться, некоторые верующие целыми селами уходили в леса, на необжитые и дикие земли. Так возникли староверческие поселения. Их обитателей на Руси подвергали гонениям и называли раскольниками.