Размечтался над темой, предложенной "КП", и понял, что тут книгой попахивает, а не жалкими 2-3 тысячами знаков. Оказалось, что даже навскидку тренеров, с которыми судьба меня так или иначе сводила, совсем не мало. И, главное, все такие яркие, о них, ей-богу, хочется рассказывать. Может быть, когда-то и вернусь к этой идее. А пока ничего лучшего придумать не могу, как сыпануть горстку "коротулек". И только о наставниках "Шахтера". О том, чему они меня научили, даже не подозревая об этом.
4 Пацаном пошел с отцом на футбол. По ходу матча наш игрок Александр Сопко чуть ноги сопернику не оторвал. Вынес его за боковую с куском газона. Судья решительно зашагал к футболисту, а тот поправил траву как ни в чем не бывало, поймал руку рефери, которая уже тянулась к карточке. Дружески пожал судейскую ладошку и побежал к своим воротам. Арбитр впал в ступор, карточку так и не вытащил. А мой папа, надо сказать, дружил с тогдашним наставником "горняков" Виктором Носовым, и с игры мы ехали вместе, причем в "рафике" и Сопко оказался. Виктор Васильевич ему и говорит: "Саня, нет, все правильно, того наглеца наказать надо было… Травку поправил, руку пожал, тоже красиво. Но мог ведь и карточку хватануть, аккуратней надо…" И понял я, что футбол на поле и за кулисой суть разные вещи.
4 Работая в "Комсомолке", отправился я договариваться о каком-то комментарии с Валерием Яремченко. Мне хватило бы минут 10. Он потратил почти час, рассказывая, почему не хочет общаться с газетами. И понял я, что в футболе есть много недоступного простому человеческому разуму.
4 Виктор Прокопенко был сгустком позитивной энергии. Любую ситуацию разряжал, как егерь двустволку. Мог остановить совещание клубного директората, потому что вспомнил уместный случаю анекдот. Только что серьезные и даже как-то фатально настроенные люди катались со смеху. Вопросы сами собой становились решаемыми. Ну а его установка перед международным матчем с явно более сильным соперником уже стала хрестоматийным примером. Виктор Евгеньевич обвел взглядом окаменевшие лица игроков и поинтересовался: "Что самое главное в танке?" И тут же сам ответил: "Главное в танке - не обделаться". На поле выходили с широченными улыбками. И понял я, что футбол - дело веселое, главное - вовремя это уяснить.
4 Бернд Шустер был великим игроком, работал над собой сам и не мог понять, что иных футболистов надо заставлять(!) тренироваться. У немца случилась испанская грусть. Шустер поставил в своем номере на базе синтетическую пальму, чтобы напоминала Барселону. Не помогло. Уехал… И понял я, что в футболе важна гармония.
4 А Мирча Луческу продолжает поражать меня всевозможными футбольными истинами каждый день. Так что тут я пока не стану делать обобщений. Процесс в самом разгаре. Но одно уже могу сказать: с Луческу я понял, что роль личности в футболе - это не красивый образ, а основа игры. И личность эта - тренер.