Алексей Ботвинов: "Включите мне шансон или попсу, и это будет самой страшной пыткой"

Сегодня в Одесской филармонии состоится концерт, посвященный событию 25-летней давности, когда молодой одесский пианист в немецком Лейпциге стал лауреатом международного конкурса имени Баха.

Имя заслуженного артиста Украины Алексея Ботвинова знают далеко за пределами нашей страны – его по праву считают одним из самых известных в мире исполнителей музыки Рахманинова. Свой большой и разнообразный репертуар Ботвинов с успехом демонстрирует во всех частях света и собирает полные залы. Накануне юбилейного концерта "КП" встретилась с музыкантом и узнала, почему в середине 1990-х годов талантливый пианист уехал из родного города и какая сила заставила его вернуться домой.

Все началось с нот под елкой
 
– Алексей Иванович, вы принадлежите к элите мирового пианизма, выступаете в самых престижных концертных залах. А ведь в детстве мечтали стать футболистом. Как это было возможно в семье музыкантов?
Ботвинов вернулся в Одессу, но не исключено, что временно
 
– В отличие от меня мама и папа никогда серьезно не относились к моему увлечению гонять мяч. Да, как любой мальчишка я хотел быть и космонавтом, и пожарником. К счастью, мои мудрые родители не пытались навязать свое мнение – решили, если талант есть, то, конечно, нужно заниматься музыкой профессионально, в противном случае – получу музыкальное образование для общего развития. Помню, как в шестилетнем возрасте я сдавал экзамены в школу им. Столярского. И, несмотря на то, что мой отец тогда работал проректором Одесской консерватории, меня не приняли. Когда на втором экзамене педагоги попросили спеть – я с задачей справился плохо, и они порекомендовали родителям меня не мучить. Но вот моя бабушка не могла примириться с таким решением и самостоятельно дома устроила мне проверку. Оказалось, что я обладаю абсолютным слухом. Но к тому времени набор в специализированную школу уже закончился. И меня отдали учиться в школу педпрактики при консерватории.
 
– Музыку Баха вы полюбили в достаточно раннем возрасте. Почему по душе пришелся именно этот композитор?
 
– Обычно Бахом мучают в музыкальных школах, а настоящая любовь к его произведениям приходит намного позже. Я помню, как в 9-летнем возрасте в новогоднюю ночь под елкой среди подарков нашел ноты Баха. И вот тогда я почувствовал, что хочу быть музыкантом, это мое призвание. Так что любовь к творчеству гения пришла ко мне не из-под палки, а из-под елки.
 
– Насколько мне известно, более 30 лет вы играете на старом черном рояле немецкой фирмы "Хоффман". А как он вам достался?
 
– Непросто. Он принадлежал профессору консерватории Ваулину, который привез его из Хорватии, где работал некоторое время. Долгое время рояль находился в стенах учебного заведения, потом перекочевал в дом самого хозяина. После смерти Ваулина рояль перешел к настройщику, который в течение 10 лет следил за его состоянием и никому не соглашался продать инструмент. Но, когда в 15 лет я стал проявлять первые успехи, родные все же сумели выкупить рояль. Он издает потрясающий звук. Удивительно и то, что его очень редко настраивают – раз в 10-15 лет, хотя раньше я частенько переезжал из квартиры в квартиру.
 
"После концерта порой теряю пару килограмм"
 
– Жизнь артистов не обходится без курьезных случаев.
 
– К счастью, у меня таких историй немного. Помню, как в начале 1990-х годов во время концерта в Одесской филармонии выключили свет. И я несколько минут играл в полной темноте. Удивительно, но в тот момент на меня снизошло особое вдохновение. Через несколько лет я сознательно на одном концерте в Цюрихе использовал эффект темноты – зрители получили огромное удовольствие.
 
– Алексей Иванович, на своих концертах порой вы играете без остановки больше часа. Физически, наверное, это непросто?
Музыкант является режиссером спектакля "Письмовник. Элегия"
– Безусловно! Нагрузка колоссальная. Всегда максимально выкладываюсь, поэтому после концерта порой теряю пару килограмм. На следующий день у меня болят руки, подушечки пальцев. Нужно восстанавливаться, но я это не делаю, сидя дома на диване. Мне больше нравится гулять, ходить в кино.
 
– За руками музыканты как-то особенно ухаживают?
 
– Маникюр я не делаю – никому не доверяю, просто подрезаю ногти на пальцах простым образом, чтобы удобно было играть. Руки мне необходимо беречь, поэтому в быту не так много помогаю по дому своей жене, как мне того хотелось бы.
 
– Ваша жена тоже музыкант?
 
– Нет, она моя поклонница. Мы познакомились с ней после концерта. Она в очередной раз подошла ко мне с цветами. Обычно после выступления я никого и ничего не замечаю, но Елена стала исключением.
 
"Везде принимают, а в Одессе волнуюсь"
 
– В 19 лет вы стали лауреатом первого Всесоюзного конкурса имени Рахманинова в Москве, работали солистом в Одесской филармонии и преподавателем консерватории. И все же в середине 1990-х годов вы уехали жить и работать в Германию. Почему?
 
– В нашей стране тяжело было добиться признания. Если бы карьеру возможно было делать в Одессе, я бы не изменил место жительства. Конечно, некая обида на страну, на город у меня, как и у многих людей, есть. Но эта беда касается не меня одного, такова общая ситуация в нашей стране. Причем я все время жду, когда же она переменится. Здесь достаточно сложно реализоваться классическим музыкантам, и с каждым годом ситуация не улучшается, как к примеру, в Польше или России, а ухудшается.
 
Это моя самая моя большая жизненная боль. Мне очень хочется что-нибудь сделать для Одессы и страны в целом, и я знаю, какие проекты были бы интересны и как привлечь молодежь к классике. Но, к сожалению, нашим властям и бизнесменам это не нужно – их в первую очередь интересует прибыльность проектов. Они не хотят поддерживать искусство, а на голом энтузиазме нельзя сделать культурную революцию. Обидно, ведь из Одессы можно по-настоящему создать культурную столицу, а сейчас это только на бумаге... Раньше я говорил, что больше никогда не вернусь жить за границу, но сейчас уже не уверен в этом. Если ситуация в культурном плане будет ухудшаться и я окончательно пойму, что бесполезно в этой стране биться головой об стенку... то все возможно.
 
– Вы имели большой успех на Западе, но все же вернулись жить на родину.
 
– Почувствовал ностальгию по Одессе, это была какая-то болезнь. Притом, что за границей у меня сложилось все очень удачно во всех сферах, я был и остаюсь там очень востребованным. Но я очень люблю свой город, нашего зрителя, родную филармонию – это мой настоящий музыкальный дом. Кстати, я официально числюсь ее солистом, здесь у меня лежит трудовая книжка. Хотя на протяжении многих лет я продолжаю работать на Западе (Ботвинов является солистом-пианистом Цюрихского балета. – Авт.)
Меня во всех странах очень хорошо принимают, но вот в Одессе особо волнительно и даже сложнее играть. Кстати, Лучано Паваротти был суперзвездой везде, кроме родного города.
 
– Говорят, музыка лечит.
 
– Разумеется. Неоднократно испытывал это на себе. Не раз выходил на сцену с температурой, головной или какой-нибудь другой болью, а после концерта все как рукой снимало.
 
– Классический музыкант слушает поп-музыку, или в вашем доме звучит только классика?
 
– Тинейджером был рок-фанатом, но в Одессе это направление было не очень развито, и я не смог найти себе партнера – иначе создали бы какую-нибудь рок-группу. Сейчас слушаю U2, Garbage, Pink Floyd. Но вот украинская и российская поп-музыка на низком уровне, и я не могу ее воспринимать. Включите мне шансон или попсу, и это будет самая страшная пытка.
 
Из досье "КП"
 
Заслуженный артист Украины Алексей Ботвинов родился в Одессе 8 сентября 1964 года. Считается одним из самых известных в мире исполнителей музыки Рахманинова. Исполнил на сцене более 280 раз Гольдберг-вариации Баха. В репертуар музыканта входят более 30 концертов для фортепиано с оркестром. Одесскую консерваторию окончил экстерном с отличием. В 15 лет уже начал выступать вместе с оркестром на сцене Одесской филармонии. В 1988 году в Лейпциге (Германия) стал лауреатом международного конкурса имени Баха. В 1994 году уехал жить за границу, оставаясь гражданином Украины. На Западе началось его плодотворное сотрудничество с известным швейцарским хореографом Хайнцем Шперли. Несколько лет назад музыкант вернулся на родину, с августа 2009 по май 2010 Алексей Ботвинов на общественных началах исполнял обязанности художественного руководителя Оперного театра. Сегодня работает в филармонии и параллельно является солистом-пианистом Цюрихского балета. Ботвинов активно гастролирует за рубежом. Женат.