Одессит спел так, что покорил «самого» Чайковского

В Москве прошел ХШ международный конкурс имени П. И. Чайковского. Впервые за время независимости Украины в номинации «Сольное пение» обладателем золотой медали и титула лауреата конкурса стал украинец, выпускник Одесской музыкальной академии имени А.В.Неждановой — Александр Цымбалюк. Об искусстве вокала, жизни на сцене и поклонницах мы и поговорили с певцом.

Любовников играть не будет

Александр — высокий брюнет с зелеными глазами, сказочный красавец. Ему бы на сцене любовников играть! Но вокалистам с его голосом — у Саши бас — достаются другие партии, например, разбойников, военачальников, монахов, царей, ну и … отцов любовников.

— Роль Казановы, как правило, исполняют теноры: окраска и повышенные тона их голоса позволяют лучше передавать характер и чувства героя, — поясняет Александр. — Басы по природе очень спокойные, на сцене они исполняют фундаментальные роли, без того, чтобы рвать на себе рубаху.

Певец считает, что по жизни он тоже бас. Но Сашина мама, Людмила Петровна, с ним не согласна.

— Какой же ты бас? — с недоумением переспрашивает она сына. — Ты — настоящий тенор.

— Ты меня просто не знаешь, — не соглашается Александр.
Мама повела себя как бас, и спорить не стала.

— Среди молодых певцов есть присказка, что с тенорами девушки гуляют, с баритонами делят постель, а за басов — выходят замуж, — продолжил тему Цымбалюк. — С тенорами хорошо петь, танцевать — они романтичные. Баритоны — реальные, а басы — стабильные и жить с ними надежно. И, кстати, басы и распеваются спокойно и быстро, а тенор может весь день кричать, подкрикивать и в конце концов так утомить себя, что на спектакле — сорваться.

К своему голосу он относится «по-мальчишески»

—Лишь после того, как ты уже поймешь суть партии, начинаешь подстраивать свой голос, — делится профессиональными тонкостями Саша. — А что касается самой репетиции, то голос очень быстро разогревается и в день достаточно одного-двух часов для занятий вокалом.

Тренировать голосовые связки желательно каждый день, но у нашего лауреата это не всегда получается.

К голосу, по его словам, он относится по-мальчишески легкомысленно. Может позволить даже холодную воду выпить. Правда, за это, порой, приходится расплачиваться. Но шарфиками горло никогда не обматывает и сырые яйца тоже не пьет. «Я даже не понимаю, зачем это делают», — недоумевает Саша. Единственное — после спектакля или репетиции какое-то время на холод не выходит: голосовые связки — это обычные мышцы и им после тренировки нужно остыть.

— Я стараюсь жить нормальной жизнью, потому что если начнешь себя в чем-то ущемлять, на подсознательном уровне будешь испытывать раздражение, недовольство. И оно обязательно проявится на сцене.

Чего боится Цымбалюк

Особых суеверий, от которых зависит зрительский успех, типа трижды поплевать через правое плечо, — у Цымбалюка нет. Нет навязчивой мысли, что на сцене может запутаться в царских одеждах и упасть.

У него другие страхи:

— Боюсь, что опоздаю на спектакль или пропущу свой выход на сцену. Постоянно, если недостаточно знаю партию, переживаю, что собьюсь, неправильно что-то сделаю, забуду текст, особенно, если он на иностранном языке.


Эти страхи преследуют Сашу даже во сне, даже тогда, когда у артиста отпуск, а театр на каникулах.

— Просыпаюсь в ужасе, сердце из груди выпрыгивает, — смеется он.

Правда, опаздывать на спектакль не приходилось, а вот слова, было дело, забывал…
Если такое случается, главное, считает певец, — не останавливаться, продолжать петь, можно даже повторить какую-то музыкальную фразу или куплет.

Партии приходиться исполнять, кроме русского языка, на английском, итальянском, французском, немецком. О чем она, знать нужно обязательно.

— Иначе может конфуз выйти. Представляете, певец должен о любви петь, а он в гневе брови хмурить станет, — улыбается Саша, картинно сводя на переносице красивые ухоженные брови, демонстрируя, что в гневе он тоже неотразим. — Поэтому текст переводится всегда. Если время ограничено, вокалист ищет ключевые слова. Дословно переводят редко…

Поклонницы и лишние килограммы

— Мои поклонницы — это школьницы и девушки лет… шестидесяти и старше, — смеется Саша.
Школьницы перед спектаклем поджидают его у служебного входа в театр, просят дать автограф, сфотографироваться вместе с ними, или же, не решаясь подойти, хихикают в сторонке.

— Но в нашей профессии есть и свои издержки. Одна из них, и очень часто, — излишний вес певцов. Оперное пение — очень тяжелый труд. За время спектакля, а он может длиться от трех до пяти часов, вокалист теряет до трех килограммов. Чтобы петь, нужны силы, поэтому многие артисты перед спектаклем плотно едят, а после его окончания с друзьями и поклонниками идут ужинать в ресторан. Это, как правило, происходит поздно вечером. Так килограммы и прибавляются, — поясняет Саша.
Тем не менее, он подтянут и хорошо сложен.

— Даже если Саша немного поправляется, стоит ему приехать домой, тут же килограмм на восемь худеет, — говорит Людмила Петровна, — здесь он вообще о еде забывает: то к одним друзьям на встречу бежит, то к другим.
Но в Одессе Цымбалюк бывает не часто: в составе основной труппы он работает в оперном театре Гамбурга (Германия). Попасть туда ему помог счастливый случай.

Поступил в аспирантуру и получал 65 гривень

Грузинский певец Паата Бурчуладзе — бас с мировым именем, выступающий на лучших оперных сценах, попросил Людмилу Ильиничну Иванову, Сашиного учителя камерного пения (сейчас она живет в Германии) порекомендовать для театра Гамбурга молодого исполнителя — баса. Людмила Ильинична сразу же предложила прослушать Цымбалюка. В это время Саша уже окончил консерваторию, поступил в аспирантуру и второй год на полставки (с окладом… в 65 гривень) работал в Одесском оперном театре. Он отправил DVD с записями своих выступлений в Гамбург. Его исполнение понравилось, и молодого певца пригласили на прослушивание. Идеальных условий для этого создавать не стали. Напротив, петь пришлось в рабочей обстановке: на сцене в это время выставляли декорации, и было достаточно шумно. Режиссер с ассистентом сидели в зале. Прослушав исполнителя из Одессы, они предложили ему стажировку в оперной студии театра. Очень скоро Сашу включили в основной состав труппы. Учебу в аспирантуре он совмещал с работой в театре; в это же время участвовал в различных международных конкурсах.

Он едва не стал… барабанщиком

— Ему было четыре года, когда мы привели его к замечательному педагогу по классу фортепиано Татьяне Ивановне Шевченко. Она не отнеслась к Сашиному увлечению как к баловству, сказала, что ему нужно серьезно заниматься, — вспоминает мама, Людмила Петровна. — Мы нанимали ему частных педагогов, а когда Саша подрос, поступил в музыкальную школу педпрактики при консерватории.

Но, отзанимавшись семь лет по классу фортепиано, будущий оперный певец решил заняться ударными инструментами.

Его настолько увлекла эта идея, что он постоянно барабанил руками и ногами, отбивая дробь, даже соседи не выдержали:
— Уймите, наконец, своего барабанщика, — просили они Сашиных родителей.
— Нам везет на хороших людей, — утверждает Людмила Петровна. — Когда пришли в музыкальное училище на консультацию, попали к Николаю Александровичу Сурилову. Он не только послушал Сашу, но и разрешил поприсутствовать на своем уроке. После этого на семейном совете мы и приняли решение поступать на отделение духовных и ударных инструментов.

А когда Саша заканчивал училище (заметьте, с красным дипломом), у него появилось новое увлечение — пение, он даже в хоре участвовал.

Берите ребенка за руку – и к фониатору

В консерватории Цымбалюка прослушивала Галина Анатольевна Поливанова. Это, считает певец, был очередной счастливый случай в его жизни.

— Мы каждый раз кланяемся Галине Анатольевне, потому что попади к другому педагогу, не такому опытному, нам могли бы сказать, чтобы и дальше ударными занимались. А Поливанова, прослушав, сказала: «Мамочка, берите ребенка за руку и быстро к фониатору (фониатор — это специалист по голосовым связкам, авт.), берите справку и возвращайтесь ко мне», — вспоминает Сашина мама. — Врач определил, что у нас бас-баритон.

В консерватории педагогом Цымбалюка стал Василий Всеволодович Навротский.
Оказалось, не так просто найти нужные партитуры. Что-то доставали у знакомых, а многие партии Людмила Петровна добывала на Староконном рынке.
— Я, наверное, тонну нот переворошила, — смеется она.

Это все равно, что стать олимпийским чемпионом

К престижному музыкальному конкурсу имени Чайковского, не смотря на то, что Цымбалюк работает в составе Гамбурского оперного театра, молодого исполнителя готовил Василий Всеволодович и «ММ» — музыкальная мама, как Саша называет своего концертмейстера Татьяну Петровну Кнышову. Вот уже двенадцать лет на всех конкурсах они неизменно выступают вместе.

— Татьяна Петровна — талантливый концертмейстер, — говорит Саша.
Сашину победу на конкурсе Чайковского она даже считает итогом своей творческой деятельности.

— Это все равно, что спортсмену стать победителем Олимпийских игр.
Обычно исполнители к «Чайнику» (так в народе называют конкурс Чайковского) готовятся год-полтора. У Цымбалюка был всего месяц. В его конкурсную программу вошли одиннадцать произведений.

— Некоторые из них, правда, я исполнял раньше, — признался Саша.
Молодой певец о первом месте старался не думать, хотя педагоги, напротив, советовали настраиваться на золотую медаль.

Его голос потрясает

— Я максимально старался выдать все, что умею, прекрасно понимая, что мои конкуренты — лучшие из лучших, - говорит он.

А соперниками нашего земляка в номинации «Сольное пение» были 70 исполнителей, представляющих Южную Корею, Китай. Россию, Японию, Украину, США и другие страны.
Вот строки, взятые из информации официального сайта конкурса: «Александр Цымбалюк потрясает яркостью тембра и силой звука. Интересна была в его исполнении и по звучанию, и по интерпретации ария дона Сильвы из оперы «Эрнани» Верди».

…Людмила Петровна Цымбалюк мечтала, чтобы город встретил сына как героя, — оркестром. И она сделала все, чтобы так оно и было. В аэропорту лауреата XШ конкурса имени Чайковского встречал духовой оркестр. Автобус и работу музыкантов, правда, пришлось оплатить Сашиным родителям. Министерство культуры Украины прислало на имя Александра Цымбалюка поздравительную телеграмму за подписью министра, а городской Совет наградил его почетной грамотой.

Из досье «КП»

Первый московский конкурс имени Чайковского состоялся в 1958 году.
Вокалисты впервые приняли участие лишь в третьем конкурсе (в 1966 году). Все четыре номинации, вошедшие в программу XШ международного конкурса скрипачей, пианистов, виолончелистов, вокалистов, скрипичных мастеров (он проводился в пятый раз), — возглавляли крупнейшие музыканты современности, многие из которых, кстати, сами когда-то были лауреатами.