В этом году акция пройдет на конкурсной основе и покроет все регионы Украины. Подвести итоги организаторы планируют к ноябрю-декабрю 2013 года. Победителей ожидают специальные призы, предоставленные спонсором: 5, 3 и 2 спортивные площадки для наиболее активных и креативных областных центров, занявших соответственно 1-, 2- и 3-е места, а также гранты в размере 50, 30 и 20 тыс. грн. под реализацию проектов для общественных организаций.
О целях, задачах, возможных формах и алгоритмах реализации проекта мы попросили детальнее рассказать первого заместителя министра молодежи и спорта Украины Сергея Глущенко и директора Департамента по вопросам молодежи и коммуникаций Государственной службы молодежи и спорта Игоря Хохича.
|
- Сергей Викторович, что послужило причиной возникновения такой масштабной ежегодной акции?
- Начнем с того, что три года назад, когда мы только приняли дела, первым нашим шагом стала инвентаризация. Выяснилось, что 50 процентов числящихся по документам спортивных площадок, стадионов и даже бассейнов уже давно закатаны под асфальт, а на их местах возведены гостиницы, паркинги и тому подобное. В сфере же молодежной политики нас особо беспокоил вопрос отношения молодежи к собственному здоровью. И тогда мы - впервые за 20 лет! - провели исследование-опрос. "Что делаете вы для укрепления собственного здоровья? Считаете ли его ценностью? Какие приоритеты доминируют в вашей жизни?" - с этими вопросами мы обращались к молодым людям в возрасте от 14 до 35 лет. Результаты ошеломили: в шкале ценностей трети населения страны (!), а молодежи у нас более 14 млн, здоровье оказалось на одном из последних мест.
А ведь не так давно - во времена моего советского детства, да и в передовых западных странах - здоровье было одним из главных приоритетов не только государственной, но и семейной политики.
- Почему же сегодня здоровью уделяется так мало внимания?
- Частично потому, что за постперестроечный период формированию здорового образа жизни среди молодежи не уделялось системного государственного внимания. Вторая причина - большое количество соблазнов: сигареты, алкоголь, компьютерные игры и другие прежде недоступные искушения.
Как результат - шокирующая статистика, согласно которой Украина занимает 1-е место в мире по количеству выкуренных на душу населения сигарет и прочно укрепилась в ТОП-5 по количеству потребляемого чистого алкоголя на человека в год (12-14 литров!).
Страшно представить, но, по официальным данным, от алкоголя и наркотиков в Украине ежегодно умирают 380 тыс. человек (!). При этом около 50 процентов 12-летних подростков уже пробовали алкоголь, а 15 процентов его употребляют.
Вот почему так важно сегодня через ключевые каналы влияния - телевизор, Интернет, печатные издания и внешние носители - популяризировать не алкоголь и табачные изделия, а здоровый образ жизни.
В этом и есть предназначение акции "Ответственность начинается с меня". И касается она не только сигарет и алкоголя, а всего, что ослабляет здоровье и загрязняет окружающую среду.
- Какие еще шаги в этом направлении будут предприняты на государственном уровне?
- Мы настроены сегодня делать очень простые практические вещи: на бесплатные площадки выводить детвору, где волонтеры-тренеры будут учить их играть в футбол и баскетбол и проводить соревнования. Тогда на сигареты или алкоголь у ребят просто не останется ни времени, ни желания. Ведь в этом возрасте достаточно амбиций и непременно хочется быть лучшими и побеждать. Имеет ли вышесказанное отношение к акции? Все это элементы одного "пазла".
К слову, в ближайшие три года в каждой области будут построены большие стандартные футбольные поля с искусственной травой, раздевалками, душевыми и трибунами на 400 человек.
Только так, без лишних пафосных слов и запретов, предлагая увлекательную альтернативу, можно увести детей от пагубных привычек.
Уже есть примеры, когда молодые люди осознанно бросают дурные привычки, объединяются в группы по интересам и выбирают дело по душе. Например, движение Street Workout, которое стало очень популярным среди молодых людей в Украине. Для занятия нужно не много: турник и брусья. Сейчас уже около 20 стран участвуют в Кубке мира по воркауту.
Быть здоровым, успешным, спортивным должно стать модно! И задача взрослых - эту моду сформировать.
- Кто может принять участие в акции?
- Мы приглашаем всех желающих. А в качестве информационных партнеров хотим видеть прежде всего мудрых и социально ответственных журналистов. Министерство со своей стороны гарантирует всяческую поддержку каждому участнику, ведь у нас есть административное влияние в областях, городах и районах.
|
- Игорь Михайлович, расскажите, пожалуйста, о механизмах реализации проекта и формах его проявления. Что на сегодня уже сделано?
- Во-первых, разработаны и представлены как четкий и понятный план реализации акции, так и перечень рекомендуемых для выполнения проектов, направленных на популяризацию здорового образа жизни. Готов соответствующий логотип акции и логотип здорового образа жизни, которые, мы надеемся, в скором времени станут узнаваемыми. Во-вторых, нами созданы страницы сообществ "Ответственность начинается с меня" в наиболее популярных социальных сетях - Facebook и ВКонтакте - для вовлечения интернет-пользователей. В-третьих, нами разработана простая и доступная конституция, состоящая из 10 основных правил, соблюдение которых позволит каждому сохранить или восстановить здоровье.
- Можете озвучить некоторые из них?
- Делай зарядку, занимайся спортом. Выбирай активный досуг. Употребляй здоровую и полезную пищу. Скажи "нет" наркотикам.
- Действительно, простые истины, но мало кто их соблюдает…
- Поэтому одна из главных проблем молодежи - здоровье. Его же мы поставили и во главу угла нашей кампании.
В рамках акции "Ответственность начинается с меня" уже запущены три вида бордов: "я защищаю подростков от алкоголя"; "я сажусь за руль только трезвым"; "я не продаю алкоголь несовершеннолетним". Кроме того, в рамках брендирования выпущены и разосланы по регионам наклейки, которыми будут отмечены торговые точки, успешно прошедшие тестирование.
При желании к работе управлений по делам молодежи могут подключиться управление по защите прав потребителей, милиция и другие государственные органы. Представительствам на местах рекомендовано подготовить и утвердить программу на уровне области.
Главная задача акции - пропаганда здорового образа жизни, информирование несовершеннолетних о вреде алкоголя и табакокурения, контроль над продажей алкоголя и табака несовершеннолетним. С этой целью поощряются неожиданные контрольные закупки по технологии "тайный покупатель", чтобы была возможность убедиться в соблюдении продавцами всех требований законодательства.
- Кроме патрулирования, какие еще сферы ответственности могут быть задействованы?
- Есть, к примеру, направление "Мой город - моя ответственность", где мы пропагандируем реализацию акции как некий набор добрых дел. В том числе и проведение субботников, благоустройство своих дворов и т.п.
Все просто! Если ты хочешь, чтобы у тебя во дворе был порядок, - выйди на субботник. Если видишь, что кто-то распивает на детской площадке спиртные напитки - сделай замечание, не оставайся равнодушным. Мы хотим, чтобы люди осознали: "Ответственность начинается с меня".
При этом каждый регион абсолютно свободен в выборе инструментов. С этой целью могут быть использованы и флэшмобы. Главные к ним требования: они должны быть запоминающимися, отсняты и распространены на Ютубе или в соцсетях.
- По каким критериям будут определяться лучшие из лучших?
- За каждое из проявлений участники получают определенное количество баллов, в том числе - за креативность и освещение своей активности в местных СМИ. По итогам общего суммирования в конце года и будут определены победители.
Если резюмировать, работа уже начата и в некоторых регионах ведется довольно активно. Но выделять кого-то мы пока не будем. Всему свое время.
Отмечу только, что на страничках групп "Ответственность начинается с меня" в соцсетях можно не только следить за текущими "активностями", но и делиться мыслями, опытом и подобными успешными проектами. Поэтому добавляйтесь: fb.com/vidpovidalnist и vk.com/vidpovidalnist. Будем рады!