Николая Хвылевого один выстрел превратил в легенду

Писателя называют "человеком тринадцатого мая", ровно 80 лет назад в этот весенний день он прервал свою жизнь.

У автора (на фото в первом ряду второй слева) были верные друзья, при этом жил он уединенно. Фото предоставлено Харьковским литературным музеем.

В ночь на 13 мая 1933 года в писательском доме "Слово", что на улице Культуры, 9, "черный воронок" забрал прозаика Михаила Ялового. А в 11  часов утра его близкий друг Николай Хвылевой с товарищами Николаем Кулишом и Олесем Досвитным бурно обсуждали, как помочь арестанту, планировали обратиться к  прокурору… Хвылевой вышел из комнаты и - прогремел выстрел. Жена Юлия Уманцева и друзья нашли бездыханного писателя и две предсмертные записки. Позже этот день обрастет небывалыми подробностями: мол, писатель созвал на чай всех близких и не очень друзей, эффектно попрощался и так же эффектно ушел…А  свидетели суицида будут множиться от года к году, словно подручные Ленина на легендарном субботнике.
 
Любил число 13
 
Николай Хвылевой выбрал 13 мая датой смерти неслучайно, уверена сотрудник Харьковского литературного музея Татьяна Пилипчук.
 
Письма и произведения Хвылевого полны трагических предчувствий. Фото предоставлено Харьковским литературным музеем.
- Писатель любил число 13, об этом он говорит в своей предсмертной записке. И хотя Хвылевой родился 1 декабря по старому стилю, 13 число стало датой его рождения после революции. А еще в его произведениях довольно часто возникает "майский запах смерти", - отметила литературовед.
 
Трагических предчувствий полны его произведения и письма. Когда со стороны советской власти уже начались притеснения украинских литераторов, Хвылевой написал: "Либо проживу 150 лет, либо скоро умру". Не были чужды писателю и мысли о самоубийстве. Еще в 1924 году Хвылевой признался в письме Николаю Зерову, что дважды ходил в поле, чтобы застрелиться. Но не смог: "…очевидно, я боягуз или ничтожество". Или, вероятно, не было весомой причины, как девять лет спустя.
 
- Тогда практически никто из украинских писателей еще не допускал мысли о возможном физическом уничтожении. Да, произведения стали публиковать реже, но все еще печатали. А в начале 30-х литераторы и вовсе получили комфортабельные квартиры в новом доме "Слово", - рассказала Татьяна Пилипчук.
 
Завещал литературное наследие падчерице
 
В доме "Слово" Николай Хвылевой вместе со второй женой Юлией Уманцевой и падчерицей Любой, которую он ласково назвал Любыстком, занимал просторную квартиру на третьем этаже. Жилью писателя явно не хватало  уюта, отмечали соседи-литераторы.
 
- Уманцева не грешила красотой и аккуратностью, наоборот, являясь членом партии, запустила и квартиру, и свой внешний вид. Не считая нескольких верных друзей (Николай Кулиш, Остап Вишня, Олесь Досвитный, Майк Йогансен, Михаил Яловый – прим. Авт.), Хвылевой жил достаточно одиноко. Его никогда не видели вместе с женой на премьере в театре или литературных вечерах, - пишет в мемуарах сын драматурга Николая Кулиша Владимир.
 
Зато падчерицу Хвылевой всегда брал с собой в театр и баловал подарками.  Второе предсмертное письмо писатель адресовал Любыстку, ей же завещал права на публикации всех своих произведений.
 
Первая жена вернула литератору пианино
 
Возможно, Хвылевой привязался к падчерице потому, что не мог общаться с родной дочкой Ираидой. Когда девочке было чуть больше года, Николай Григорьевич собрал вещи и отправился в Харьков делать литературную карьеру.
 
- Вскоре его супруга Катерина поехала вслед за мужем, но застала в квартире другую женщину (очевидно, Юлию Уманцеву – прим. Авт.). Семья распалась, Катерина страшно обиделась на Хвылевого и не позволяла ему видеться с дочерью. Как-то писатель прислал Ираиде пианино – экс-жена не раздумывая вернула подарок. Хвылевой осознавал, насколько ранил Катерину. И все, что ему оставалось, – изредка наблюдать за дочерью, стоя на противоположной стороне улицы, - рассказала "Комсомолке" Татьяна Пилипчук.
 
До семи лет Ираида не подозревала, что ее отец – известный писатель. Но сестра матери "по большому секрету" рассказала девочке про Хвылевого. А впервые увидеть отца Ираиде довелось на его похоронах.
 
Сжигал иконы и отказался венчаться
 
Николай Хвылевой (настоящая фамилия Фитилев) родился в городке Тростянец, в семье учителей. Когда мальчику было 11 лет, многодетная семья (5 детей) распалась. Отец – заядлый охотник и выпивоха, по отзывам Николая, был "человеком безалаберным". Николай участвовал в Первой мировой войне, где попал в химическую атаку. С фронта будущий писатель привез туберкулез и характерную походку пехотинца.
 
После революции Хвылевой примкнул к большевикам. Его друг Иван Сенченко писал в мемуарах, что писатель вместе с Григорием Эпиком в 20-х годах ездили по украинским селам и забирали из церквей утварь. Иконы, освобожденные от золотых окладов, попросту сжигали.
 
- Но если Эпик был в восторге от костров, пожиравших образа, то Хвылевой выглядел так, словно происходило что-то ужасное, - рассказывает Татьяна  Пилипчук.
 
Был ли Николай Хвылевой атеистом – вопрос спорный, размышляет литературовед. Писатель отказался венчаться с первой женой Катериной Гащенко в церкви, но активно использовал христианские образы в своих произведениях.
 
Любил кататься на коньках
 
"Невысокий, просто одетый, редко когда в костюме с галстуком", - описывает Хвылевого Владимир Кулиш. На общей фотографии ВАПЛИТЕ у  писателя на шее красуется носовой платок, который драматург Николай Кулиш завязал другу, чтобы "не портить идеологически выдержанного пейзажа".
 
- Лучше всего Хвылевой чувствовал себя в охотничьей одежде, грубой куртке, сапогах, невыразительного цвета и давности штанах и картузе. Через плечо - охотничьи сумки и ружье в чехле. В одной руке поводок, на котором привязаны псы, в другой - маленькая портативная печатная машинка, - детально рисует образ Хвылевого сын драматурга.
 
Так же страстно, как охоту, известный писатель любил кататься на коньках. И  детвора из дома "Слово" запомнила его "гигантские шаги", которые он выписывал на льду.
 
В тему
Могилу писателя искали по памяти
 
После Хвылевого осталось мало материальных ценностей – власть тщательно вычищала все, что было связано с этим человеком, отмечает Татьяна Пилипчук. При жизни писателя изъяли и уничтожили вторую часть самого  популярного его романа "Вальдшнепы". Даже обелиск на могиле писателя в Молодежном парке, и тот установлен приблизительно. В начале 70-х годов прошлого века самое старое кладбище Харькова буквально сравняли с землей.  Останки выдающихся харьковчан вывезли и перезахоронили.
 
- Могилу Хвылевого определяли по памяти, ориентируясь на церковь. Обелиск стоит – плюс-минус 5 - 7 метров относительно настоящей его могилы, - сообщила литературовед.