Двадцать лет назад умер поистине народный артист Анатолий Папанов
Он не любил, когда люди вокруг, глазея на него, непременно повторяли эту фразу. А роль любил. И все любили. Она была так блистательно озвучена, что стала визитной карточкой артиста, и без того не обделенного человеческими, а не только мультяшными ролями. «Неправильный» Волк вызывал бурные симпатии, какие и не снились «правильному» Зайцу. Впрочем, режиссер Вячеслав Котеночкин того хотел.
Подумать только, что в ГИТИСе Папанова пытались избавить от «неправильного» звучания. Вот сделали бы «правильным» - и страна лишилась бы уникального голоса, который можно узнать из сотен тысяч, он один такой и до сих пор звучит в ушах, хотя человека уже двадцать лет нет с нами.
Роль Волка должен был озвучивать Высоцкий. Начальство не разрешило: «неправильный» Высоцкий был под подозрением. Дурацкий запрет начальства обернется шедевром Папанова. В жизни все перепутано.
А раньше Эльдар Рязанов пригласил Папанова на роль Огурцова в «Карнавальную ночь», да пробы прошли не ах, и утвердили другого выдающегося комика - Игоря Ильинского.
Зато когда Константин Симонов увидел Папанова на сцене Театра сатиры и предложил ему роль генерала Серпилина в «Живых и мертвых», актер отказался, обосновав отказ тем, что он комический актер. Режиссер Александр Столпер добился согласия. Успех фильма был невероятный.
Не будь Серпилина в актерской биографии Папанова, возможно, не было бы другой военной судьбы, потрясающе сыгранного бухгалтера Дубинского, бывшего радиста-десантника, в «Белорусском вокзале», ставшем классикой отечественного кинематографа.
«Разве забыть, как после двух с половиной часов боя из сорока двух человек осталось тринадцать...» Это не из фильмов - из личного военного опыта Папанова. Рабочая косточка, он пошел на Второй Московский шарикоподшипниковый завод в литейщики, хотя каждую свободную минуту проводил на «Мосфильме», снимаясь в массовках и лелея мечту стать артистом. Все порушила война, на которую он пошел в первый же день.
Юго-Западный фронт, передовая, ранение в ногу, госпиталь под Махачкалой и через полгода инвалидность, по какой его комиссовали из армии.
Во дворе ГИТИСа за тощим, длинным, хромым парнем в линялой гимнастерке наблюдает выдающийся артист Художественного Михаил Тарханов. Спрашивает, сумеет ли справиться с хромотой. Парень отвечает: да. И Тарханов отправляет его прямо без экзаменов на второй курс. Военное время, в институте не хватает мужчин. Новый студент упорно занимается движениями, танцем - и выравнивает походку.
Там встречает девушку. Одна на всю жизнь жена - артистка Надежда Каратаева, один Театр - сатиры. Папанов - однолюб.
И еще он изумительно нравственный, стеснительный и порядочный человек. Когда заработанное им благосостояние достигает такого размаха, что позволяет купить новую машину «Волга», он ставит ее далеко от театра. Коллега Андрей Миронов интересуется, где машина. Папанов, смутясь, отвечает, что оставляет ее за углом, а то увидят молодые актрисы, у них колготочки заштопаны, а у него, понимаешь, «Волга»…
Он никогда не интриговал, не суетился, не выстраивал себе судьбу. Судьба занималась им по своему усмотрению.
С Андреем Мироновым переплетены жизни в театре и кино - переплетены и смерти.
Театр находился на гастролях в Риге. Там же была жена, актриса театра. Папанов собирался туда, вернувшись в Москву со съемок фильма «Холодное лето 53-го» - зрителей ждал новый шедевр художника, оставалась лишь озвучка.
Лето 87-го выдалось жаркое. И по погоде, и по количеству затраченных рабочих усилий. Разгоряченный артист встал под душ в пустой квартире. Горячей воды не было, шла холодная.
В душе его и нашли на следующий день. Не выдержали сосуды.
Андрей Миронов по просьбе дирекции заменил Папанова в спектаклях, где он играл. Миронов умер через несколько дней прямо на сцене, не доиграв последний акт «Женитьбы Фигаро».
Роль Папанова в «Холодном лете 53-го» озвучивал другой актер…
7 лучших фильмов:
- «Живые и мертвые»
- «Берегись автомобиля»
- «Бриллиантовая рука»
- «Служили два товарища»
- «Белорусский вокзал»
- «Джентльмены удачи»
- «Холодное лето 53-го»