Герой Советского Союза № 1

На этой неделе замечательному пилоту Ляпидевскому исполнилось бы 105 лет, а асу из асов Покрышкину - 100. Мы решили вспомнить об их подвигах.

Завистники всегда чесали языками: мол, Анатолий Ляпидевский - редкий везунчик. На самом деле везение было лишь следствием его умения четко ставить задачи и добиваться их.

Хотя в тот смурной день, 5 марта 1934 года, когда градусник упал до минус 40, пилоту действительно повезло. При шквалистом ветре Ляпидевский сумел посадить тяжелый АНТ-4 на щербатую льдину размером всего 400х50 метров, чтобы вывезти несчастную команду парохода "Челюскин".

До этой счастливой попытки было 29 неудачных вылетов... И перед каждым к самолету надо было продираться сквозь валящий с ног ветер, а потом часами греть моторы, предварительно укутав их оленьими шкурами... А потом лететь практически вслепую - в покрытых густым инеем очках, а под крыльями - сплошное белое безмолвие...

 

Это везение, что он вместе со своим верным экипажем - вторым летчиком Конкиным, штурманом Петровым и бортмехаником Руковским сумел-таки найти затерянный в глухих льдах лагерь? Их искали многие. Первым нашел и сел Ляпидевский.

После того счастливого, прогремевшего на весь мир полета его называли дамским летчиком. Ведь первыми спасенными были десять женщин с "Челюскина" и две маленькие девочки.  Женщин в буквальном смысле грузили в самолет: столько было на них всего надето, что самостоятельно передвигаться они не могли. Их брали за ноги и за руки и аккуратно перемещали в чрево самолета.

Ляпидевский в одночасье стал мировой знаменитостью. В Москве зарубежные спецкоры бегали по редакциям наших газет, пытаясь хоть что-то узнать о новой звезде, - и никто не знал ничего! И только в конторе "Аэрофлота" удалось хоть что-то найти, лишь самые главные строки его биографии.

Летчику Анатолию Ляпидевскому всего 25. Родился в семье сельского учителя на Краснодарщине. Двенадцати лет от роду нанялся батраком. Потом в Ейске работал на маслобойном заводе. А тут - лозунг комсомола: "Молодежь - в небо!". В 21 год окончил школу морских летчиков. Выучился летать хорошо, стал инструктором. Мечтал о военной карьере, но...

Как спасали челюскинцев. Карта из номера "КП" от 21.03.1934.

Тут с ним произошла какая-то загадочная история, в результате которой он увольняется из военной авиации. Переходит в гражданский "Аэрофлот" - на самый край света: в полярную авиацию.

Поговаривали - виною всему любовная история... Сам же Анатолий Васильевич, когда много позже ему задавали такой вопрос, лишь хитровато щурился... Дамский летчик...

Сообщение о награждении Ляпидевского (в кружочке) и его товарищей. Фото: архив "КП".

После того героического полета Ляпидевский вместе со всем своим экипажем едва не погиб. В штабе экспедиции по спасению потерпевших крушение в Москве приняли решение перенести базу летчиков поближе к побережью. Это было разумно. Но создавать летную базу там, где для этого нет ничего, дело очень рисковое. Ляпидевскому поручили первым делом перебросить бензин в Ванкарем. Предельно загрузив самолет, Ляпидевский 14 марта вылетел по назначению. Дорога была дальняя, и командир решил пойти более коротким, но весьма чреватым путем.

Минус сорок, экипаж зверски мерз. О тех минутах Ляпидевский оставил запись: "Внезапно слух стеганул посторонний звук... Секунда - и передняя часть радиатора начала ходить, мотор затарахтел, машина тяжело завалилась. Закрыл сектор газа, выключил контакт... Глаза сколь­зят по обширному полю ледяных берегов, отыскивая хотя бы небольшую площадку... Приказываю экипажу уйти в хвост. Можно тянуть на одном моторе, но нет смысла: всюду бугры и заструги..."

Кликните для увеличения

Он и на этот раз сумел посадить перегруженную машину. Но повреждения самолета были очень тяжелыми. Теперь сложилась ситуация, когда его самого со товарищи надо было спасать. Сорок два дня летчики восстанавливали самолет, и каждый из тех дней - своя эпопея.

Через месяц Ляпидевскому и еще шестерым героям-летчикам, спасавшим челюскинцев, присвоили звания Героев. Золотых медалей к тому времени еще не полагалось, и только через пять лет все они получили свои "Звезды" - самые первые в СССР.

При поддержке Русского географического общества