С тех пор прошло 99 лет, а в Евпатории по-прежнему можно прокатиться на трамвае. В отличие от других крымских городов, где подобный транспорт хоть и существовал сотню лет тому назад, однако в послевоенные годы канул в Лету. "Комсомолка" узнала, с чего началась история единственного действующего сегодня трамвая в Евпатории.
После войны стали ездить на немецких "Готах"
Сейчас мало кто из туристов, приезжая в Евпаторию, не умиляется, глядя на вагоны трамвайчика, курсирующего по маршруту. Почти столетний вид транспорта стал настоящей достопримечательностью города.
А началась история евпаторийского трамвая с 1912 года, когда в городе решили построить для него депо. Правда, первый рельсовый вагон вышел на маршрут только спустя два года. Тогда, как впрочем, и сейчас, колея представляла собой в основном однопутно-разъездную схему движения. Она была построена по немецкому проекту.
- В то время линия шла от городского театра и заканчивалась у грязелечебницы возле озера Мойнаки, - рассказал "КП" крымский историк Максим Гаврихин. - Через год железную дорогу провели и к вокзалу. Построили ветку к морю и в сторону Симферополя.
Однако в начале Гражданской войны трамвай перестал ходить. Не работал он до 1924 года, а также во время Великой Отечественной войны.
Чтобы восстановить трамвайные линии, в послевоенные годы ушло немало времени. Это удалось сделать лишь к 50-м годам. А с 1957 года в Евпаторию завезли узкоколейные трамвайные вагоны из города Гота (ГДР).
Дело в том, что в бывшем СССР такие трамвайные вагоны, предназначенные для узкоколеек, не производились. А в Европе они были распространены. Вот и пришлось воспользоваться трудами немцев. Поставляли вагоны типа "Гота" Т27+В57, моторный и прицепной. Так, уже в 1972 году в Евпатории остались одни немецкие трамваи.
Самому старому - полсотни лет
В конце 80-х производство трамваев в ГДР свернули, поэтому уже в 1987 году в Евпаторию поступил новый чешский трамвай "Татра", и таких моделей до распада Союза удалось привезти 18, они заменили стареньких "Готов".
Самые серьезные финансовые трудности евпаторийский трамвай испытал после развала Советского Союза. Тогда большинство немецких вагонов нуждалось в капитальном ремонте, да и парк для вагонов сильно устарел.
Из-за денежных задолженностей с 1993-го по 1997 год линия на Новый пляж не работала. И только в 2003 году удалось отправить два трамвайных вагона в Донецк на троллейбусно-ремонтный завод, чтобы их там капитально отремонтировали. Далее два "Гота", которые в Германии так устарели, что их раздавали бесплатно, также транспортировали в Евпаторию, правда, за транспортировку средства уже выложили местные власти. В 2006 году эти вагоны прошли полную модернизацию.
Сейчас в городе действуют четыре маршрута и пятый экскурсионный, по которому ходит чешский "Татра".
С 2006 года на маршрут № 3 вместо трамваев "Гота" запустили деповскую переделку – "Татра" КТ4 с двумя кабинами управления. Возможно, в будущем именно такими трамваями и будет укомплектован 2-й и 4-й маршруты, на которых обычным "Татрам" негде развернуться на конечных остановках.
Сейчас по Евпатории курсируют 14 чешских "Татр" и 8 немецких "Готов", самому старенькому трамвайчику - 56 лет.
|
В тему
В каких еще крымских городах ходили трамваи?
- В Севастополе история трамвайного движения интересна тем, что именно в городе-герое был пущен самый первый трамвай в Крыму. Эта транспортная система действовала с 1898 по 1941 года. Однако в годы Великой Отечественной войны трамвайный парк был полностью разрушен и по окончании боевых действий так и не восстанавливался.
- О том, чтобы трамвай появился в Симферополе, задумались еще в 1881 году. Был даже объявлен конкурс на устройство трамвая. Заявки подали москвичи, ростовчане и даже парижане с ньюйоркцами, но денег у города на эти предложения не было. Появиться вагонам на улицах города помешало начало русско-японской войны. И только в 1914 году с помощью иностранного частного капитала в Симферополе появился трамвай и зажглись электролампочки. Трамвай не работал во время войны с 1941 по 1944 год. Гитлеровцы вывезли в Германию на переплавку все трамвайные контактные медные провода и металлические части вагонов.
А по рельсам была запущен ужасный транспорт - трамвай с человеческой упряжкой: на сиденьях открытого вагона восседали нацисты, а в сбруе изнемогали заключенные из концлагеря.
К моменту освобождения Симферополя уже не существовало электростанций, контактной сети, подвижного состава и большей части путей.
|
Последний трамвай прошел по городу 30 ноября 1970 года.
- В Керчи трамвайную линию планировали построить всего за год. Рассчитали даже стоимость проезда: 5 копеек с человека, ученикам (при условии, что они были в форме) - за 3 копейки. Почтальонам и полицейским пользоваться трамваем разрешили бесплатно. Но проект пришлось заморозить до 1932 года, так как в казне не было на это средств. Первое трамвайное полотно было положено в 1934 году. В те годы только в Керчи трамваи ходили по широкой колее в 1524 мм (в Евпатории и Симферополе колея 1000 мм). Работе транспорта помешала война. И только в 1975 году встал вопрос о необходимости экологического и экономического транспорта. На весах стояли троллейбус и трамвай. Перевесил троллейбус, так как построить его ветви выходило дешевле, а узкие улицы не справились бы с вынужденным расширением для трамвайных путей.
Это интересно
Изобретателем оказался русский ученый
Предшественником электрического трамвая считается конка. Этогородская железная дорога, по которой животные, чаще всего лошади, тянули вагоны. Первые в мире конки открылись в Балтиморе (штат Мэриленд, США) в 1828 году. А вот первый электрический трамвай изобрел русский инженер Федор Пироцкий. В 1880 году в Петербурге он продемонстрировал свое изобретение. Однако первый трамвай пошел сначала в Киеве спустя 12 лет после этого события, а затем - в Петербурге, через 27 лет после показа.