Полгода назад в Днепропетровском художественном музее сделали сенсационное открытие. Выяснилось, что одна из картин принадлежит кисти великого Рембрандта. Чтобы убедиться в том, что мы владеем шедевром мировой живописи, специалисты собирались провести дополнительную экспертизу. Спустя полгода мы решили узнать, подтвердились ли догадки ученых.
Картина выставляться не будет
- На дополнительные экспертизы нет денег, - разочаровал нас директор музея Владимир Куличихин. - Для нас достаточно было заключения сотрудников Московского музея изобразительных искусств имени Пушкина. (Химический анализ, проведенный в Москве, показал, что красная краска была именно той, которой пользовались во времена великого фламандца. - Авт).
Однако для точного вердикта нужно мнение нескольких экспертов.
- Нам это не надо, - считает Владимир Владимирович, - если в подлинности картины захотят убедиться специалисты выставки, где она будет экспонироваться, они и проведут экспертизу. Хотя 100%-гарантию не даст никто.
По словам Куличихина, картина фламандца стала своеобразной визитной карточкой музея.
- Благодаря ей количество посетителей у нас резко возросло, - похвастался он.
- А когда картину смогут увидеть днепропетровцы?
- В ближайшие годы она выставляться не будет. Экспозиция западно-европейского искусства пока не планируется.
Чего хотят иностранцы?
Узнав о чудесной находке, на «Портрет девушки» положили глаз иностранные искусствоведы.
- Нам звонили из Голландии, Англии. Хотят приехать посмотреть, - признался директор.
- Вы согласитесь на помощь иностранных экспертов? - спросили мы.
- Если приедут, то да, - пожал плечами Владимир Владимирович. - Почему бы нет?
- Но ведь наверняка они что-то захотят взамен.
- Конечно, - согласился директор. - Но только не картину!
По его словам, «Девушка» останется в городе навсегда. Ни продавать, ни дарить ее музей не имеет права. Не было пока предложений и на вывоз полотна на экспозицию.
Увы, сфотографировать шедевр нам не удалось.
- Сейчас картина закрыта в хранилище, ключи у хранителя, а хранитель в отпуске, - вздохнул директор.
Проблемы в последнее время и с хранилищем.
- После капитального ремонта 1978 года, во время которого деревянные стены и перекрытия заменили бетонными, под их тяжестью начал проседать фундамент, - пожаловался Куличихин.
В появившуюся в подвале глубокую трещину, которую он нам продемонстрировал, стала поступать сырость, и фонды пришлось перенести на 3-й этаж. Но условия хранения экспонатов там не соответствуют всем нормам.
Кстати
Кто любит живопись?
Чаще всего художественный музей посещает мэр Иван Куличенко, который обожает живопись. Надежда Деева была в нем два года назад. Леонид Кучма - ни разу, несмотря на то, что жил неподалеку.
В 1985 году во время рабочей поездки было запланировано, что музей посетит Михаил Горбачев, но его свита, узрев трещины в стенах, постыдилась везти сюда высокого гостя.
Из истории вопроса
Шедевр купили за копейки
В 1968 году неизвестный посетитель принес в музей две расколотые дощечки, на которых из-за сплошной грязи ничего не было видно. Эти вещи музей приобрел за смехотворную по тем временам цену.
Дощечки много лет пролежали в музейных фондах, пока тогдашний хранитель музея Семен Шило не промыл верхний правый угол. Под слоем грязи проступила надпись: «Рембрандт, 1632». А в 1987 году сотрудница московского музея Ксения Егорова вынесла вердикт: скорее всего, действительно великий фламандец.