Нашего Рембрандта голландцам не отдадим!

Полгода назад в Днепропетровском художественном музее сделали сенсационное открытие. Выяснилось, что одна из картин принадлежит кисти великого Рембрандта. Чтобы убедиться в том, что мы владеем шедевром мировой живописи, специалисты собирались провести дополнительную экспертизу. Спустя полгода мы решили узнать, подтвердились ли догадки ученых.

Картина выставляться не будет

- На дополнительные экспертизы нет денег, - разочаровал нас директор музея Владимир Куличихин. - Для нас достаточно было заключения сотрудников Московского музея изобразительных искусств имени Пушкина. (Химический анализ, проведенный в Москве, показал, что красная краска была именно той, которой пользовались во времена великого фламандца. - Авт).

Однако для точного вердикта нужно мнение нескольких экспертов.

- Нам это не надо, - считает Владимир Владимирович, - если в подлинности картины захотят убедиться специалисты выставки, где она будет экспонироваться, они и проведут экспертизу. Хотя 100%-гарантию не даст никто.

По словам Куличихина, картина фламандца стала своеобразной визитной карточкой музея.

- Благодаря ей количество посетителей у нас резко возросло, - похвастался он.

- А когда картину смогут увидеть днепропетровцы?

- В ближайшие годы она выставляться не будет. Экспозиция западно-европейского искусства пока не планируется.

Чего хотят иностранцы?

Узнав о чудесной находке, на «Портрет девушки» положили глаз иностранные искусствоведы.

- Нам звонили из Голландии, Англии. Хотят приехать посмотреть, - признался директор.

- Вы согласитесь на помощь иностранных экспертов? - спросили мы.

- Если приедут, то да, - пожал плечами Владимир Владимирович. - Почему бы нет?

- Но ведь наверняка они что-то захотят взамен.

- Конечно, - согласился директор. - Но только не картину!

По его словам, «Девушка» останется в городе навсегда. Ни продавать, ни дарить ее музей не имеет права. Не было пока предложений и на вывоз полотна на экспозицию.

Увы, сфотографировать шедевр нам не удалось.

- Сейчас картина закрыта в хранилище, ключи у хранителя, а хранитель в отпуске, - вздохнул директор.

Проблемы в последнее время и с хранилищем.

- После капитального ремонта 1978 года, во время которого деревянные стены и перекрытия заменили бетонными, под их тяжестью начал проседать фундамент, - пожаловался Куличихин.

В появившуюся в подвале глубокую трещину, которую он нам продемонстрировал, стала поступать сырость, и фонды пришлось перенести на 3-й этаж. Но условия хранения экспонатов там не соответствуют всем нормам.

Кстати

Кто любит живопись?

Чаще всего художественный музей посещает мэр Иван Куличенко, который обожает живопись. Надежда Деева была в нем два года назад. Леонид Кучма - ни разу, несмотря на то, что жил неподалеку.

В 1985 году во время рабочей поездки было запланировано, что музей посетит Михаил Горбачев, но его свита, узрев трещины в стенах, постыдилась везти сюда высокого гостя.

Из истории вопроса

Шедевр купили за копейки

В 1968 году неизвестный посетитель принес в музей две расколотые дощечки, на которых из-за сплошной грязи ничего не было видно. Эти вещи музей приобрел за смехотворную по тем временам цену.

Дощечки много лет пролежали в музейных фондах, пока тогдашний хранитель музея Семен Шило не промыл верхний правый угол. Под слоем грязи проступила надпись: «Рембрандт, 1632». А в 1987 году сотрудница московского музея Ксения Егорова вынесла вердикт: скорее всего, действительно великий фламандец.