Когда-то он был обычным московским студентом Яшей Казаковым. Но в двадцать лет загорелся идеей уехать на ПМЖ в Израиль. Несколько раз парень, обманув охранников, прорывался в израильское посольство, а затем и вовсе написал отказ от советского гражданства.
На дворе стоял 1967 год. За два года хождений по всевозможным инстанциям Казаков, которого каким-то чудом не упекли в психушку, так достал КГБ, что ему разрешили эмигрировать в Израиль. Там он устроился в одну из самых секретных спецслужб - "Натив", которая занималась организацией выезда евреев на историческую родину из разных стран. В начале 1992 года Яша Казаков (в то время уже Яков Кедми) возглавил "Натив". При его участии из СССР и бывших союзных республик в Израиль эмигрировало более миллиона евреев.
Будучи сотрудником "Натива", Кедми не раз бывал в Москве. Как он сам теперь вспоминает, общался с Горбачевым, Ельциным, Путиным. В начале 2000-х ему закрыли въезд в Россию, развернув прямо в аэропорту.
Недавно на русском языке вышла книга Кедми "Безнадежные войны", в которой он раскрывает неизвестные подробности о том, как евреев и легально, и тайно вывозили из СССР. Часто это было похоже на настоящие шпионские спецоперации. Корреспондент "Комсомолки" дозвонилась в Тель-Авив и побеседовала с автором.
- Яков Иосифович, вы до сих пор невъездной в Россию?
- Я не интересовался этим у ФСБ, запросов не делал. Но до последнего времени запрет оставался в силе. Поскольку визы отменены, единственная возможность проверить это - появиться в одном из аэропортов России. Конечно, хотелось бы еще побывать в Москве - это для меня самый родной город в мире. Но у меня нет никакого желания проводить разведку боем - прилететь и на паспортном контроле посмотреть, что будет. Насколько я знаком с этой системой, народ там нервный и нервничает совершенно справедливо.
- То есть вы хоть и пенсионер, но по-прежнему представляете опасность?
- Так, видимо, считают.
- Но ведь вы способствовали выезду из СССР тысяч евреев, а значит, обеднению нашей страны.
- Я признаю, что был нанесен ущерб экономике СССР и России. Но мы это делали в интересах нашего народа и нашей страны. В той области, которой я занимался - выезд евреев из России, - наши интересы были диаметрально противоположными. Но я никогда не рассматривал Советский Союз и Россию как врага. Просто когда народ эмигрирует из какой-то страны, она всегда проигрывает.
В начале прошлого века из царской империи эмигрировали 2 миллиона евреев, и они заложили серьезную экономическую и культурную основу развития США. Естественно, Штаты в этом случае приобрели, а Россия потеряла. Также и Германия выиграла от того, что территорию бывшего СССР покинули 2 миллиона немцев.
- Вы до сих пор полностью уверены в своей правоте? Ведь вы переворачивали судьбы миллионов людей. Неужели не было ошибок?
- В годы работы в "Нативе" у меня была полная уверенность, что выезд из СССР идет на пользу каждому еврею. Сегодня я признаю, что часть евреев, не уезжая из Союза, жили бы лучше - и в личном, и в финансовом плане. Эмиграция не пошла на пользу абсолютно всем.
- Вы пишете, приглашение на выезд в Израиль выслали даже Брежневу. Как такое могло произойти?
- Это был чисто бюрократический ляпсус. Возможно, фамилию Брежнева внес в компьютер какой-то не очень внимательный работник. Или кто-то ошибочно сообщил, что он просит разрешение на выезд. Каждый месяц нам приходили десятки тысяч просьб выслать приглашение. Мы заносили данные в компьютер, и дальше автоматически высылалось приглашение. Но бывало, что люди, передававшие просьбы о приглашениях, называли нам неверные имена. Кто-то таким образом хотел насолить начальнику на работе или соседу, с которым поссорился. Зачем писать донос? Пусть лучше евреи пришлют приглашение, и, даже если человек истинный славянин, это ему подпортит репутацию и кровь. Потом мы даже создали в компьютере список людей, которым запрещено высылать приглашения в Израиль.
- В Москве как-то отреагировали на высланное Брежневу приглашение?
- Там понимали, что это не более чем провокация. Это как в коммунальной квартире - все равно что насыпать соседу соли в суп.
|
"Безнадежные войны" (выдержки из книги)
О развале Союза
"Согласно имеющейся у нас информации, председатель КГБ Ю. В. Андропов и его работники в начале 80-х годов, анализируя ситуацию в тогдашнем СССР, пришли к неутешительным выводам. Несмотря на все проблемы и недостатки, необходимо отметить, что КГБ был очень профессиональной организацией, способной оценить истинное положение в стране, особенно по сравнению с другими структурами. Но эти оценки не всегда принимались государственным, то есть партийным руководством СССР. Выводы Ю. В. Андропова в начале 80-х годов, накануне его прихода к власти, были следующие: если в Советском Союзе не произойдут перемены в государственном управлении, в экономике и в обществе, то к концу XX - началу XXI века Советский Союз вряд ли сможет соперничать с Соединенными Штатами как мировая держава. Мало того, само существование СССР как единого государства может быть под угрозой... Как известно, история подтвердила эту профессиональную оценку".
"Я встретился с Горбачевым уже после его падения. Два часа разговора с ним произвели на меня очень тяжелое впечатление. Я не мог отделаться от мысли: до какой степени деградировала правящая элита, если такому человеку дали возможность управлять страной, управлять империей. Девяносто пять процентов времени Горбачев рассказывал мне о своем величии, о том, как народ любит и ценит его и как на ближайших выборах он получит абсолютное большинство, поскольку он один может спасти Россию и ему народ верит. И этого человека поставили во главе государства в 1985 году, а он совершил все мыслимые ошибки. Его неспособность принять нужное решение в критический момент привела государство, во главе которого он стоял, к краху. Советский Союз рухнул не потому, что кто-то хотел этого и спланировал этот крах... Власть рухнула из-за внутренней деградации и постепенного разложения, из-за организационной и личной неспособности руководителей государства принимать и осуществлять необходимые решения. Если есть кто-то в истории, с кем можно сравнивать Горбачева, так это только Керенский. Слабость и бездействие Керенского и его правительства привели к краху Российской империи и приходу к власти большевиков в октябре 1917 года. Горбачев привел к краху Советскую империю. Истинная причина краха в обоих случаях в том, что Россия в критический момент не смогла найти никого лучше для управления страной".
"Народы России и других государств бывшего Советского Союза заплатили и продолжают платить за процесс распада страшную цену. Процесс насильственный, неуправляемый и потому варварский и жестокий. Можно было избежать кровопролития и разгрома целого поколения".
О лучшей операции
"Одна из самых замечательных операций "Натива", которой я горжусь особенно, - это наша работа с еврейскими сиротами. В результате распада Советского Союза, когда рухнули почти все государственные и социальные структуры, сотни тысяч детей оказались выброшенными на улицы. Ситуация напоминала ту, что сложилась после Гражданской войны, когда в стране было около семи миллионов беспризорных детей. В тяжелые периоды 90-х годов, по оценкам властей, число беспризорников достигло миллиона. Проведенная нами проверка обнаружила еврейских детей в детских домах. Нами была подготовлена особая программа по вывозу этих детей в Израиль. Программа была строго засекречена... В соответствии с достигнутыми договоренностями мы с согласия интернатов, в которых находились дети, а также государственных учреждений надзора за воспитанием сирот или детей под опекой получали право направить этих детей на учебу и воспитание в интернаты Израиля. Вся наша работа с детьми в Израиле проходила под наблюдением и контролем интернатов и соответствующих государственных структур тех государств, откуда были эти дети. Дети должны были находиться в Израиле до 18 лет, а после этого принять решение - уехать назад или остаться в Израиле. Мы прочесали все интернаты и все захолустья постсоветского пространства".
О Путине
"В один из дней визита Шарона (это было в 1997 году. - Ред.) я сообщил ему, что я не присоединюсь к нему на обед, поскольку у меня есть другая важная и интересная встреча с одним из российских чиновников. Собеседник произвел на меня отличное впечатление своей серьезностью, внимательностью и отсутствием каких-либо признаков типичного отношения советского чиновника к тем проблемам, которые мы обсуждали. Его внешний вид, стиль ведения беседы и разговора явно указывали на его прошлое в КГБ. В нашей беседе мы коснулись очень многих проблем как России, так и Израиля, а также Ближнего Востока, отношений между Россией и Израилем и возможного взаимодействия между нашими странами. Мы обсуждали как взаимные интересы, так и взаимные угрозы. Мы просидели вместе более трех часов, и эта встреча заложила основы для хороших отношений между нами в будущем. Имя человека, с которым я встретился, было Владимир Путин" (в то время Путин занимал должность заместителя руководителя администрации Президента РФ. - Ред.).
"После прихода Путина к власти начался процесс стабилизации как власти, так и государства. Еврейская проблема и проблема выезда в Израиль перестали быть государственной проблемой в России. Государственный антисемитизм и дискриминация евреев прекратились, и явления антисемитизма почти исчезли. Положение и статус евреев улучшились и возросли, достигнув небывалого для других стран уровня, может быть, кроме Соединенных Штатов сегодня".
О Ельцине
"Встреча с Ельциным прошла очень хорошо. Перед Ельциным лежала папка с материалами для встречи, как это было принято еще с советских времен. Возле Ельцина сидел работник российского Министерства иностранных дел с точно такой же папкой. Ельцин так ни разу и не открыл свою папку, но говорил по делу, со знанием и пониманием темы. Я наблюдал за работником МИДа возле Ельцина, как он следит страница за страницей за сказанным Ельциным. По выражению его лица я понял, что Ельцин ни разу не отклонился от заготовленных материалов и тех тем, которые должны были быть затронуты в беседе. Ельцин изложил позицию России предельно ясно, обоснованно, как будто он ежедневно занимается ближневосточными проблемами. После встречи я сказал Эхуду, что этот человек, которого многие обвиняют, что он пьяница, серый советский аппаратчик, мужик, поражает профессионализмом, с которым он относится к государственным проблемам. Такова советская государственная система, сказал я ему, руководитель приходит на обсуждение подготовленным, и он знает, о чем и что говорить, не хуже своих помощников".
|
О раскаянии
"Что же касается судеб людей, то сегодня у меня иногда возникают сомнения и даже ощущение раскаяния. Не перешел ли я границу дозволенного простому смертному, так круто поменяв жизни сотен тысяч людей? Нет у меня однозначного ответа на этот тяжелый вопрос. Вероятно, и сегодня я поступил бы так же, однако теперь у меня нет уверенности, что сделанное мной действительно пошло на пользу всем людям. На пользу Израиля? Да, без сомнения. Но пошло ли это на пользу всем людям?"
"Я смотрю на "преуспевающее" Еврейское государство, и тяжелые сомнения пробегают в моем мозгу. Достойно ли это государство нашего народа? Я вспоминаю своего покойного дедушку и его слова о нечеловеческой эксплуатации еврея евреем. Я встречаюсь с этим каждый день во все возрастающих размерах и с все большим цинизмом. Я смотрю на детей новоприбывших. Большинство из них приехали в Израиль ради будущего своих детей. Большинство из их детей, если бы остались в странах исхода или эмигрировали в другие страны, получили бы высшее образование. Но здесь, в их стране, большинство их детей, одни из самых способных детей в мире, не могут получить аттестат зрелости. Часть из них скатывается к преступности и проституции. Сегодня в нашем Еврейском государстве еврейские дети получают самое худшее образование по сравнению с еврейскими детьми в других странах мира".
"Достаточно оглянуться вокруг и представить, как бы выглядело государство Израиль без того миллиона евреев, которые приехали в него из Советского Союза и государств, выросших на его развалинах.
Наша экономика была бы слабее на 25%, если не больше. Без высокотехнологической промышленности. Без 20% солдат в боевых частях. С совершенно другой политической системой и демографией. Обладало бы это более слабое государство такой же способностью справиться с трудностями так же, как Израиль сегодня?"
А ЧТО СЕЙЧАС?
Новое правительство объявило войну религии
Не знаю, кого больше не любит средний израильтянин - арабов или набожных евреев. Если об арабах евреи-израильтяне говорят со злобой, то о набожных евреях - с откровенной ненавистью. Они-де ленивые, грязные, детей у них много, и в армии они не служат. Почему они не вкалывают, как все, не стараются разбогатеть? А израильские ортодоксы довольно бедны. Детей у них много - в среднем по восемь в семье. И тем не менее их дети не побираются, не хулиганят, не воруют. Их устраивает жить на скудное пособие и изучать Талмуд. Их представители в парламенте - кнессете - обычно заботятся о своих избирателях и не очень лезут в общие дела.
Отношения государства и религии были установлены сразу после образования Израиля. А поскольку государство должно было стать еврейским, немало религиозных диктатов стало законом. Не только что геи не могут жениться (да и бог с ними) - но и пары разных конфессий. Еще хуже обстоит дело для тех сотен тысяч "не совсем евреев", которые приехали из бывшего СССР. Зачастую люди без четких религиозных взглядов не могут вступить в законный брак, потому что раввины не признают их евреями, а государство не венчает и не разводит.
Средневековые обычаи действуют и поныне - если еврейка хочет развестись, она должна получить согласие мужа. А если нет согласия? Мужа запирают в тюрьму, пока он не согласится.
Бунтующие феминистки живо оказываются в тюрьме. Им не надо петь "Боже, прогони Нетаньяху", достаточно подойти к Стене Плача, накинув на плечи молитвенное покрывало. По мнению религиозных, такое право имеют только мужчины. Только благодаря полиции этих женщин не успели избить на днях.
А еще по субботам не ходит общественный транспорт.
Но к этим реальным проблемам израильские антирелигиозные силы, получившие много голосов на недавних парламентских выборах, добавили свои.
Ортодоксальные евреи не хотят служить в армии - надо их заставить! У них свои школы - надо обязать учиться по общей программе. И еще: у них много детей - надо урезать пособия на детей.
Такая радикальная программа привела к власти молодого журналиста Яира Лапида. Его партия "Будущее - есть!" получила 20 мандатов в кнессете и в блоке с близкими партиями стала ключевым партнером для Нетаньяху.
Партия религиозных поселенцев-националистов "Еврейский дом" вошла в правительство - они также настроены против ортодоксальных евреев, потому что те недостаточно пылкие сионисты.
Старые религиозные партии, обычно спокойно занимавшие министерские посты во всех правительствах, оказались не у дел. Они обещают стать боевой оппозицией. Причины и поводы у них найдутся: в правительстве будут сидеть только богатые израильтяне европейского происхождения, которые хотят в первую очередь урезать пособия на детей, образование, медицину для неимущих. Так что у избирателей, попавшихся на антиклерикальную приманку, еще будут основания пожалеть.
А религиозные евреи могут еще заключить новый союз - с арабами, у которых тоже много детей и которые тоже не служат в армии.
Исраэль ШАМИР.