Иврит постигал по самоучителям
- Зеэв, это ваш первый визит в Харьков после назначения на пост. Как встретили в родном городе?
- Более того, это первый видит за границу после назначения - пришло приглашение от украинского министра иностранных дел. Очень символично, что первая поездка проходит в ту страну, где я родился и вырос, где живут члены моей семьи. Я общался с областными властями, мэром Геннадием Кернесом, которого знаю давно, обсуждали перспективы сотрудничества между Харьковом и Израилем.
- С одноклассниками поддерживаете отношения?
- Их здесь почти не осталось, одноклассников раскидало по всему миру. Несколько лет назад была встреча, но я не смог приехать, у нас был активный парламентский период. А вообще встречи проходят не только в Харькове – многие ребята живут в Нью-Йорке или приезжают в Израиль – встречаемся с ними там.
- Если бы можно было вернуть время назад, вы бы уехали из Харькова?
- Конечно. Как еврей, я считал, что должен жить в своей стране. Учить иврит начал еще школьником, хотя в советские годы это было запрещено. Делал это самостоятельно по переснятым в подпольных условиях самоучителям. В студенческие годы, летом 1989 года стал учеником первой разрешенной группы по изучению иврита в Харькове, а через полгода сам стал преподавать и возглавил организацию учителей иврита. Решение об отъезде далось непросто. Отцу было тяжело примириться с моим отъездом, он хотел, чтобы я сделал карьеру математика в Украине, но остановить меня родители не пытались.
Приехал со 150 долларами в кармане
Говорят, репатрианту в Израиле сложно сделать политическую карьеру. Как вы пришли в большую политику?
- Думаю, нет другой такой страны, куда можно приехать со 150 долларами в кармане, как это сделал я, и за 22 года стать фактически ответственным за МИД. Есть примеры, когда мои коллеги превращались в парламентариев за четыре-пять лет, сегодня в Израиле позиции русскоязычных политиков очень сильны. Мы даже шутили, что можем проводить заседания на русском языке.
- Вы – папа шестерых детей. Старшие тоже пошли в науку, по вашим стопам?
- Самому младшему сыну Бениамину 3 месяца, в этот раз он приехал в Украину вместе со мной. Старшей дочери 22 года, она только закончила армейскую службу и в следующем году начнет изучать историю и политологию в Иерусалимском университете, будет. А остальные дети еще школьники и детсадовцы.
- Старшие дочь и сын уже бывали на Украине. Как им наша страна?
- Когда дочери исполнилось 12 лет, я устроил ей поездку "по корням" - мы были в Харькове, Запорожье, где родился и вырос мой отец, в Житомирской области, где жили предки по материнской линии. В прошлом году привозил сюда 13-летнего сына.
Детям Украина любопытна, что-то им нравится, что-то пугает. Помню, когда 10 лет назад мы были здесь с дочкой, она взяла с собой несколько музыкальных дисков на иврите и на украинской таможне поинтересовались, есть ли у нас разрешение на вывоз этих дисков. Никаких документов, естественно, не было и нам намекнули, что эту проблему можно решить за деньги. Когда дочь увидела, как в Украине решаются проблемы, она была шокирована.
В тему
От Тимошенко отстранились
Украинская вип-узница Юлия Тимошенко, оказывается, вовсе не популярна в Израиле. Тема ее заключения обсуждается исключительно на еврейских кухнях, "под водочку".
- Многие выходцы из Украины с интересом следят за хитросплетениями украинской политики и обсуждают это. Но на официальном уровне Израиль предпочитает не вмешиваться во внутреннюю политику других стран, ожидая такого же отношения к себе, - констатировал Зеэв Элькин.