Три причины кризиса "АэроСвита"

Эксперты рассказали, почему крупнейший украинский авиаперевозчик оказался на грани банкротства.

Для многих пассажиров финансовые проблемы и отмена рейсов «АэроСвита» оказались полной неожиданностью. Фото: УНИАН.

Для многих пассажиров финансовые проблемы и отмена рейсов "АэроСвита" оказались полной неожиданностью. Как оказалось, проблемы у крупнейшего отечественного авиаперевозчика возникли не на ровном месте. Эксперты говорят, что подобный путь может пройти любая авиакомпания, если государство не пересмотрит свое отношение к авиаотрасли. 
 
БИЗНЕС-СРЕДА
 
Свою роль в цепи событий, которые привели к кризису "АэроСвита", наверное, сыграл и мировой финансовый кризис. Падение экономики привело к снижению активности пассажиров, что уменьшило доход авиаперевозчика. 
 
- В 2010-2011 годах компания пыталась развиваться, - рассказал вице-президент Центра исследования корпоративных отношений Вячеслав Бутко. - Однако наблюдалось превышение расходов над доходами. К этому добавились непростые отношения с аэропортами, в частности со столичным "Борисполем". Его руководители пытались получать прибыль, что естественно. Но в кризис это, как правило, происходит за счет кого-то другого. 
 
Эксперт назвал существенными проблемами авиаперевозчика во время кризиса монополизм на предоставление аэропортами ряда услуг по граунд-хэндлингу и пассажир-хэндлингу. А также высокие цены на авиатопливо.
 
- Проблемы, которые привели к кризису "АэроСвита",  отражаются на деятельности всех операторов рынка, и не факт, что украинские перевозчики застрахованы от того, что подобный кризис не повторится с какой-либо иной компанией, - заявил эксперт.
 
ПРОБЛЕМЫ АКЦИОНЕРОВ
 
Еще одной проблемой, с которой долгие годы сталкивалась компания, эксперты называют внутренние проблемы акционеров.
 
- В конце 2008 года возник спор относительно небольшого пакета акций миноритарного акционера, - говорит секретарь наблюдательного совета "АэроСвита" Максим Юхименко. - Около двух лет длились суды. Потом была неудачная попытка приватизации компании. А после этого два основных акционера, ООО "Генавиаинвест" и ФГИ, синхронно устранились от управления компанией. 
 
По его словам, систематический отказ этих двух акционеров от участия в общих собраниях акционеров не давал возможности полноценно развиваться "АэроСвиту", а также препятствовал привлечению инвестиционных и заемных средств, срывал утверждение существенных сделок. С 2010 года по настоящее время из 57 собраний акционеров "АэроСвита" в силу неконструктивной позиции указанных акционеров состоялись лишь два.
 
При этом на 26 из этих собраний выносились вопросы, находящиеся исключительно в компетенции общего собрания акционеров, однако из указанных собраний состоялось лишь одно.
 
- Неспособность решать вопросы жизнедеятельности компании не давали возможностей для ее развития, - отметил Максим Юхименко.
 
НЕЛОЯЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
 
Негативную роль сыграло отсутствие четкой государственной политики в отношении авиаотрасли. 
 
- Госорганы, призванные регулировать отрасль авиаперевозок, напоминают крыловских Лебедя, Рака и Щуку - каждый тянет в свою сторону, - заявил директор Агентства социальных коммуникаций Сергей Белашко. - А отрасль не может существовать без единой программы. Другие страны создали такие условия своим авиаперевозчикам, и они успешно работают не только на внутреннем, но и на внешнем рынках. 
 
По его словам, в большинстве стран установлены такие правила работы, которые действуют десятилетиями без изменений. В этом случае инвестор может просчитать свои расходы, а авиакомпания сформировать штат высококвалифицированных специалистов. 
 
Необъяснимо и препятствование отдельными госорганами введению моратория на удовлетворение требований кредиторов. Если Высший хозяйственный суд не удовлетворит кассационную жалобу авиакомпании по данному вопросу, "АэроСвит" элементарно будет ликвидирован. И большинство кредиторов утратит возможность получить деньги. А государство навсегда попрощается с флагманским перевозчиком.