"Черный квадрат" как точка отсчета новой истории

В столичном арт-центре "Я Галерея" завершилась украинско-французская выставка Memoria, посвященная столетию культовой картины Казимира Малевича.

Инсталляция украинского художника Олега Грищенко «Память зерна» призывает к работе с культурной памятью нации.

"Комсомолка" уже писала о проекте, процессе подготовки к выставке и своем участии в нем. Сейчас самое время подвести итоги двухнедельной работы художников в Киеве и пообщаться с организаторами о перспективах проекта.
 
ПОСОЛ ФРАНЦИИ: "ВЫБОР КИЕВА - НЕ СЛУЧАЕН"
 
В рамках проекта киевской публике были представлены результаты работы трех молодых художников: украинца Олега Грищенко, француженки Эмманюэль Кастеллан и россиянина Кирилла Уколова, который давно живет и работает во Франции.
 
Открывая выставку Memoria, посол Франции в Украине Ален Реми сказал: 
 
- Мне очень приятно сегодня участвовать в открытии этой выставки, которая является результатом настоящего франко-украинского партнерства. Художники провели длительную, глубокую работу, и это работа для будущего. И, конечно, не случайно, что это происходит в Киеве.
 
Напомним, проект Memoria - это первый этап совместной французско-украинcкой программы Memorandum.
 
- Следующие этапы, основанные на обмене талантами между Францией и Украиной, сейчас находятся в процессе подготовки, - сказал посол. - Я надеюсь, что вы скоро о них услышите. Сейчас я хочу поблагодарить трех художников за их работу. Спасибо "Я Галерея", Александру Каменцу, посольству и Французскому институту в Украине.
 
Куратор проекта и директор арт-центра "Я Галерея", где проходила выставка, Павел Гудимов, отвечающий за творческую составляющую этого проекта, напомнил его историческую подоплеку:
 
- Сто лет назад Казимир Малевич написал свой первый "Черный квадрат". Конечно, истории известно более восемнадцати "черных квадратов" авторства Малевича, но первый из них был создан именно в 1913 году в эскизах декораций к футуристической опере "Победа над солнцем". Кто-то называет "Черный квадрат" точкой в истории искусства и живописи, а кто-то называет эту точку началом отсчета нового времени. Так случилось, что работа Казимира Малевича была создана в традиционной форме живописной картины, но говорила что-то совершенно новое. Главная же идея проекта Memoria - это новая память, которая так или иначе присутствует в искусстве. Искусство не имеет отношения к реальности, само название "art" говорит об искусственности. Но сейчас искусство как никогда приблизилось к реальности. Что будет дальше, мы не можем предсказать, но художники делают свои прогнозы, они делают свои рефлексии.
 
УКРАИНСКИЕ ХУДОЖНИКИ ПОЕДУТ ВО ФРАНЦИЮ
 
Новую для нас, но уже давно знакомую и принятую в Европе функцию комиссара проекта занял общественный деятель, коллекционер Александр Каменец. Фонд Александра Каменца сопроводил пребывание в Киеве художников, провел все логистические и организационные мероприятия, высокий уровень которых отдельно отметил посол Франции.
 
Александр Каменец рассказал, почему решил заняться этим проектом, о своих ожиданиях:
 
- Это первый наш совместный проект с Павлом Гудимовым, посольством Франции и Французским институтом. Программа рассчитана на два года. Я хочу, чтобы мы внесли реальный смысл и провели абсолютно конкретные акции по обмену художниками между Францией и Украиной. Сейчас мы привезли творцов в Украину. Следующим шагом будет предоставление украинским художникам возможности поработать во Франции. Скорее всего местом их работы станет Тулуза, город-побратим Киева. Художники, на мой взгляд, в рамках такого обмена могут получить полезный опыт, а зрители увидеть интересные результаты диалога двух культур. Вот, в общем-то, основная идея, которую мы пытались воплотить.
 
Один из организаторов проекта, директор Французского института в Украине Франки Бландо поделился своими впечатлениями:
 
- Проекты, в рамках которых французские художники могут поработать вместе с украинскими коллегами, очень немногочисленны. Приятным исключением является выставка Memoria, в рамках которой Эмманюэль Кастеллан и Кирилл Уколов провели в Киеве почти две недели, работая бок о бок с украинским художником Олегом Грищенко. Мне показалось, что все трое художников остались довольны результатом этого проекта как на уровне художественного сотрудничества, так и просто на уровне человеческого общения.
 
Надеемся, что резидентская программа Memorandum подарит нам немало новых впечатлений и еще больше укрепит дружбу двух стран.