Даже если своих детей еще нет (или они уже выросли), каждый из нас приобретает игрушки крестникам, племянникам, детям друзей и знакомых. Ведь негласное правило - раз приходишь в дом, где есть ребенок, ему нужно непременно что-то подарить - никто не отменял!
На первый взгляд в выборе игрушек нет ничего сложного, и любой взрослый человек, основываясь на возрасте ребенка, его увлечениях, собственном вкусе и сумме, которую он планирует потратить, вполне может сделать выбор. Только вот будет ли он правильным? Поход в магазин игрушек с психологом нас убедил: выбор нужной и полезной игрушки - дело непростое и хлопотное.
Машинками лучше не увлекаться
Мы решили не выбирать что-то абстрактное, а подобрать подарок вполне конкретному ребенку - моему крестнику Тиберию. Ему 2 года и 2 месяца, и больше всего ему нравятся машинки и книжки. И того и другого у него целое море: машинок хватит на несколько полноценных гаражей, а книжками (в том числе и "раскладушками", "говорящими", "музыкальными" и т. д.) можно заполнить приличную библиотеку.
Тем не менее, зная по опыту, что в хозяйстве крестника машинка лишней не бывает, я устремилась именно к стеллажам с автомобилями. Однако психолог Марина Деркач меня тут же остановила.
- Во-первых, у ребенка и так уже очень много машинок, поэтому радость от такой игрушки будет кратковременной, - пояснила она. - Во-вторых, машинки не оставляют простора для творчества, так что это игра не самого высокого уровня. И я бы посоветовала уже сейчас постепенно переключать его на другие игрушки. Если не получается, обращать внимание в первую очередь на грузовики или поезда с вагонами, поскольку они позволяют что-то перевозить.
Монстрам и скелетам - отказ!
Следующим нам на глаза попался стеллаж со всевозможными черепами, масками монстров и куклами-скелетами. Я и не собиралась их покупать, но Марина все равно напомнила: игрушки должны быть позитивными и добрыми. Поэтому, выбирая ту или иную вещь, нужно учитывать не только санитарно-гигиенические свойства (подробнее см. В ТЕМУ), но и возможный психологический эффект.
Кстати, психологи советуют не покупать игрушки, окрашенные в черный и ярко-красный цвета. Считается, что они отрицательно воздействуют на психику чувствительных детей.
Розовый слон хорош только в песне
С добротой и позитивом лично у меня ассоциируются мягкие игрушки, к ним мы и отправились. Но оказалось, что не все мягкие игрушки "одинаково полезны".
- В два года дети действительно проявляют интерес к всевозможным игрушечным животным, - соглашается психолог. - И самое главное в мягкой игрушке для тех, кто еще не получил достаточного представления об окружающем мире, - ее максимальная приближенность к оригиналу, в первую очередь по цвету. Так что "мутантов" в виде розовых слонов, зеленых медведей и фиолетовых собак лучше не покупать.
Кроме того, большое значение имеет размер. В последнее время стали популярны мягкие игрушки почти в натуральную величину. Если медведь - то как минимум метрового роста, если тигр - так размером в полкомнаты.
- Огромные мягкие игрушки могут выступать как подушка или декор детской, но если ребенок не может взять эту игрушку в руки, она не станет участником игры, - продолжает Марина. - Поэтому, если вы хотите, чтобы игрушка не просто украшала комнату, а ребенок с ней играл, выбирайте животных маленьких или средних размеров.
Много функций - не самый лучший вариант
Взрослым часто кажется, что чем больше разных свойств у одной игрушки, тем она лучше. В магазине мне попалась пластмассовая собачка на колесиках, на спине которой был еще и телефонный аппарат с трубкой. В общем, не собачка, а мечта: хочешь - за веревочку вози, а хочешь - "звони" папе на работу!
- Игрушка для двухлетнего малыша должна быть простой и доступной, а подобное разнообразие только дезориентирует его, - пояснила Марина. - Сталкиваясь с такой игрушкой, ребенок просто теряется. Что делать? Возить собачку, кормить ее или разговаривать по телефону? И как это чудо техники назвать: собачка на колесиках или телефон с головой собачки? Словом, гораздо полезнее будет разделить все эти функции в разных игрушках, более понятных по своему назначению.
Электроника не оставляет простора для творчества
Не стоит увлекаться заводными и электронными игрушками, где всего-то и нужно, что нажать кнопку, продолжает психолог. Конечно, несколько таких игрушек ребенку не помешают, но если электронных, музыкальных и говорящих игрушек подавляющее большинство, они попросту не оставят малышу простора для творчества.
У ребенка должно быть достаточное количество игр, максимально открытых для преобразований. В первую очередь это кубики и конструкторы, из которых можно построить и мост, и дом, и детскую площадку. Или, например, куклы, которых можно одевать-раздевать, кормить, укладывать спать и обустраивать их быт.
Обращаем внимание на возраст
Впрочем, кукол, равно как и наборы животных, кухонную утварь, наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин и т. д., нам еще покупать рановато. Психолог поясняет, что интерес к таким игрушкам у детей чаще всего появляется после трех лет, когда ведущей деятельностью ребенка становятся ролевые игры.
Рановато двухлетнему ребенку покупать и прочно скрепляющиеся конструкторы.
- Для начала нужно освоить строительство из кубиков - деревянных или пластмассовых, - пояснила психолог. - Возведение башен и домов из деталей, которые не скрепляются между собой, учит малыша точно планировать, соотносить детали по размеру и весу, разрабатывает моторные навыки. Если же ребенок привыкнет к жестким скреплениям деталей, он не сможет развить навыки удержания равновесия.
Что в итоге было одобрено
* Деревянные головоломки для самых маленьких
* Развивающие рамки-вкладыши
* Крупные пазлы
* Набор кубиков
* Книжки
* Детский боулинг
* Мозаика с крупными деталями
В тему
На товарах для детей не стоит экономить
По данным различных исследований, безопасность игрушек заняла первое место в перечне критериев, которыми руководствуются потребители. На что следует обращать внимание родителям, чтобы их малыш не пострадал от детских игрушек, рассказали эксперты "Укрметртестстандарта".
- Перед покупкой определитесь, какую роль должна выполнить данная игрушка (педагогическую, психологическую), чему она научит и какие чувства пробудит. Играя, ребенок примеряет на себя различные роли, и важно, чтобы это были роли доброго и заботливого человека.
- Обращайте внимание на рекомендованный возраст. Если на упаковке написано "для детей от трех лет", не покупайте игрушку полуторагодовалому малышу, каким бы развитым он ни был. Поскольку ребенок находится в процессе развития и роста, вещи, которые его окружают, должны соответствовать его возрастным, физическим и психологическим возможностям. Ничего, кроме вреда, вещи "на вырост" не несут.
- Не увлекайтесь экономией, ведь дешевые игрушки не могут быть высокого качества. Скорее всего, они изготовлены или с нарушением технологий, или из дешевых материалов. А это может привести к травмированию ребенка, отравлению токсичными материалами и красителями, возникновению аллергии.
- Будьте особенно внимательны, покупая игрушки на рынке. Обязательно спрашивайте сертификат.
- Обращайте внимание на маркировку детской игрушки, на которой непременно должен быть указан адрес производителя. Помните, что обезличенные товары потенциально опасны.
- Маркировка должна содержать способы правильного ухода за игрушками, это в первую очередь касается мягких игрушек. Надо внимательно проверить прочность швов, обратить внимание на аккуратность их выполнения.
- Игрушка не должна иметь резкого запаха, а прочность краски можно проверить, протерев ее мокрой салфеткой.
- Будьте внимательны к игрушкам, которые издают громкие звуки - они могут повредить слух ребенка на всю жизнь. Так что с ними лучше играть на улице.