Олег Проскуряков: "Я за урок экологии в каждой школе"

Министр экологии и природных ресурсов ответил на вопросы читателей "Комсомольской правды".

По словам министра, экологическая ситуация в Украине выравнивается. Фото: Олег Терещенко.

За последние годы жители мегаполисов и даже экологически чистых мест как-то свыклись с тем, что мы живем в неблагоприятной среде. Города задыхаются от смога, токсичного мусора. В деревнях – проблема с чистой водой. Но так ли велик масштаб бедствия? Чтобы узнать "из первых уст" о реальном состоянии и болевых точках украинской экологии, "КП" решила пригласить на прямую телефонную линию профильного министра.

"ПРИОРИТЕТ – МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ"

- Так ли плоха наша экология, как описывают ее сами жители Украины?

- Экологическая ситуация выравнивается,  по результатам мирового экологического рейтинга в Украине наблюдается снижение  уровня выбросов углекислого газа в атмосферу, улучшается ситуация с токсическими отходами, повышенем уровня экологической безопасности. Сами авторы рейтинга отмечают  правильную экологическую  государственную политику страны. На данном этапе  приоритет правительства - экологическая модернизация  промышленности, которая досталась нам в наследство от Советского союза, и не соответствует  современным  экологическим  нормам и стандартам.  Чтобы изменить ситуацию, введен новый экологический налог, который платят в бюджет  предприятия-загрязнители. Но прежде чем претендовать на перечисление средств, они должны будут предоставить  Минприроды  проекты модернизации.

- У жителей регионов, в которых планируют вести разработку сланцевого газа, начинается паника. Доходит до того, что они готовы продавать квартиру и переезжать. Действительно им грозит большая опасность, или у страха "глаза велики"?

- Опасности нет, просто в любой жизнедеятельности человека заложены экологические риски. Мы производим машины, электроэнергию, добываем уголь. Все это несет экологическую нагрузку на окружающую среду, но почему-то никто по этому поводу не поднимает шум.

Гидроразрыв, при помощи которого будут добывать газ, - не изобретение последних дней. В Луганской области его применяют с 1950-х годов. Это обычный механизм интенсификации пластов для того, чтобы они отдавали больше нефти, газа. В разработках в Харьковской, Львовской областях, на Донбассе  будут использовать те же методы, что и при традиционной добыче углеводородов. Водоносные горизонты будут отсекаться, цементироваться, никакая химия туда не попадает.

Признаю, что в вопросе сланцевого газа министерство и общественные организации недостаточно внимания уделили информированию населения.

Но оппозиционеры искусственно раздувают скандал, чтобы заработать политические дивиденды. Выступают неграмотные люди, которые говорят о вещах, в которых совсем не разбираются. Тем более, что подписанный договор – это только документ, который регулирует отношения между инвестором и государством. А конкретные работы начнутся, когда проект пройдет все стадии экологической, государственной, общественной экспертиз. А будет нужно - то и международной проверки.

В районе ведения работ будем проводить регулярные замеры воздуха и пробурим сетку скважин к водоносным горизонтам, чтобы постоянно проверять воду. Кстати, подземные воды залегают на глубине в 300-400 м, максимум до километра. А гидроразрыв будет проходить на глубине минимум 3 километра. То есть между ними будет 2-2,5 километра естественного фильтра из плотной горной породы. Поэтому, не может быть и речи о попадании вредных веществ в воду.

"КАНАЛИЗАЦИЯ ЗАГРЯЗНЯЕТ ПИТЬЕВУЮ ВОДУ? ПИШИТЕ"

- В рейтинге по степени загрязнения воды Украина занимает 105 место из 120 стран. Что делается, чтобы вода была чище?

- В структуре министерства есть экологическая инспекция, которая контролирует выбросы предприятий в водную среду. Если содержание вредных веществ повышено, мы штрафуем и заставляем ставить очистительные сооружения. Дополнительно контролирует поверхностные воды агентство водных ресурсов. А за воду "из крана" отвечают водоканалы и службы жилищно-коммунальных хозяйств, с которыми мы работаем по программе "Чистая вода Украины".

- В некоторых селах строят многоэтажки и направляют канализацию в подземные воды. Разве это законно?

- Если идет несанкционированный и неутвержденный проектом сброс куда-то в подземные воды, то однозначно незаконно. Об этих случаях нужно сразу извещать либо экологическую инспекцию, либо сразу писать мне - и мы будем реагировать. Хотя в проектах домов обязательно указывают, куда будет идти сброс канализации.

- Дело в том, что у жителей  села Белогородка под Киевом в 50 метрах от новостроя из колодцев идет запах нечистот. А председатель села говорит, что на строительство водопровода нет денег…

- Сразу же после программы, дам указание государственной экологической инспекции, чтобы выехали на место и разобрались с этим вопросом, - министр записал адрес.

"К 2015 ГОДУ ВДВОЕ УВЕЛИЧИМ ПЛОЩАДЬ ЗАПОВЕДНИКОВ"

Вы поддерживаете создание биосферного заповедника в чернобыльской зоне?

- Всецело. Он поможет сохранить там естественный природный ландшафт и детально проследить влияние подобных аварий на флору и фауну, тем более, что на территории зоны отчуждения наблюдается уникальное разнообразие птиц, из которых 37 видов занесены в Красную книгу, широко представлена териофауна. Поэтому логично было  создать здесь научный полигон  для наблюдения и изучения поведения животных, птиц, рыб, которые акклиматизировались в зоне отчуждения.

На территории зоны отчуждения у нас уже есть экологический заказник, площадью больше 49 тысяч гектаров. А в Беларуси создали биосферный заповедник. Мы ведем с ними переговоры, чтобы работать вместе. Возможно, к работе подключится Россия, и мы организуем международный трансграничный заповедник. Управление будет в каждой стране свое, но мы объединим усилия в научном плане, будем следить за перемещением животных, развитием флоры.

У нас есть программа: до 2015 года вдвое увеличить площадь заповедных зон. Сейчас на  территории  Украины их около 6 процентов. Это очень мало, по международным нормам считается, что если 10-15 процентов территории  страны не занимают заповедники, то природные ландшафты деградируют.

- А как вы решаете вопросы с токсическими отходами на полигонах, которых много на западе Украины? В Европе работают программы "Вместо свалки - солнечная поляна", а что делается у нас?

-   За последние месяцы я несколько раз лично знакомился с ситуацией на полигонах токсичных отходов в Калуше, Ивано-Франковской области – в ходе рабочих поездок. Из бюджетных средств, из  экологического фонда выделено более 150 млн. гривен  на рекультивацию Домбровского карьера. Также, планируем  серьезную работу по очистке от токсичных отходов полигона гексахлорбензола в Калуше, с последующей рекультивацией и озеленением. Этот вопрос на особом контроле: сегодня со всей территории Украины утилизируем неучтенные пестициды, оставшиеся с советских времен. В каких местах их хоронили непонятно,  поэтому на повестке дня Минэкологии - создание единого реестра. На сегодняшний день осталось порядка 8 тысяч тонн, и мы должны все вывезти в этом году. 

ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ РАЗРАБОТАЮТ К СЕНТЯБРЮ

- Планируется ли ввести уроки экологии в начальной  школе?

- Я обсуждал этот вопрос с министром образования Дмитрием Табачником, получил полное одобрение. Сейчас мы разрабатываем учебники. И планируем уже в этом году сделать один-два класса с экологическим уклоном. Ведь в Украине практически отсутствует система экологического воспитания,  а ведь экологическим навыкам надо учиться с детства, взрослых переучивать уже поздно.  Сейчас определяемся со школами, но в перспективе в крупных областных центрах можно сделать несколько специализированных учебных заведений. Но я за то, чтобы в каждой школе ввести урок экологии.

- А кто его будет вести?

- Специализированных учителей пока нет, методика программы и учебники только отрабатываются. Нужно понять, может ли переквалифицироваться учитель ОБЖД (охрана безопасности жизнедеятельности – прим. Ред.) или природоведения. Возможно, также привлечение наших сотрудников - при министерстве есть экологическая академия с большим научным потенциалом.

СТАРЫЕ МАШИНЫ СДАДУТ В УТИЛЬ

- На дорогах множество старых автомобилей – "копейки", "вазы", "волги", которые неимоверно чадят. Можно ли "очистить" от них дороги? Допустим ввести программу обмена старых авто на новые, как в Европе?

- У нас сейчас как раз разрабатывается программа по утилизации старых машин. Изучаем опыт Германии, где люди при сдаче старых автомобилей на утилизацию получают компенсацию и приобретают новые. Думаю, в этом году эту программу мы примем, и она будет действовать: главное, заинтересовать людей, предложив им приемлемые варианты обмена. Но сразу запретить старые машины мы не можем, потому что многие люди ими пользуются.

- А на какой машине вы ездите? Или, может быть, на велосипеде, как – опять же – принято в ЕС?

- Нет, на велосипеде я не езжу (улыбается – Авт.) Просто не успею,  необходимо  при моей работе быть очень мобильным,  быстро передвигаться  по городу. Хотя спортом увлекаюсь, люблю и велосипед, беговые и горные лыжи. Езжу на автомобиле с обычным бензиновым двигателем. Но подумываю, как министр экологии, пересесть на электромобиль или авто с "гибридным" (менее загрязняющим среду – прим. Ред.) двигателем. А в перспективе -  предложить идею создания  в Украине экоавтомобильной  отрасли, или инициировать вопрос экспорта авто с  гибридной силовой установкой.

КСТАТИ

"Отработанные батарейки несите в супермаркет"

Многие задумываются, куда девать использованные батарейки. Ведь в общий мусор нельзя – каждая из них загрязняет тяжелыми металлами 20 "квадратов" земли. А пунктов переработки и приема использованных батареек мало и только в крупных городах.

- Под эгидой министерства работает программа утилизации батареек. Но тут нужно говорить и о нашем экологическом образовании, - сказал Олег Проскуряков, отвечая на вопрос об утилизации элементов питания и компьютерной техники. – Когда человек достает из пульта батарейки, куда он их бросает? Чаще всего в общий мусорный пакет.

По его словам, министерство готовит рекламную кампанию, будут объяснять людям, что батарейки надо сдавать на утилизацию. Возможно, в крупных магазинах установят специальные боксы для использованных топливных элементов.

- Когда человек идет в магазин, ему не трудно захватить батарейки и опустить их в специальный ящик. А потом их оптом вывезут на переработку, - рассказал министр.

- Можем построить заводы, создать программы, но если мы человека не просветим, не заинтересуем, он не будет этого делать. Станет выбрасывать шины и строительный мусор в лес, сливать масло в овраги... Люди должны осознать, что по-настоящему чисто только там, где есть ответственность за состоянии окружающей среды, за собственное здоровье и здоровье своих детей.