Цели: семейная медицина - основа оказания помощи
Базовыми целями медицинской реформы стали внедрение семейной медицины и структурирование медицинских учреждений по видам помощи - амбулаторно-поликлинической, стационарной, а также экстренной медицинской. То есть неотложную помощь отделить от амбулаторного планового лечения.
Кроме того, в планы правительства вошло частичное перераспределение финансовых потоков, поступающих на нужды стационаров. Теперь часть финансирования пойдет в амбулаторно-поликлинические учреждения, то есть больничных коек станет меньше, а дневных стационаров больше.
Не обошла реформа и систему санитарно-эпидемиологических станций. Их грозятся превратить в санитарно-эпидемиологическую службу со значительным сокращением учреждений.
Также реформирование постигнет и медицинские учебные заведения, которые теперь будут подчиняться Министерству образования, науки, молодежи и спорта Украины.
Шаги: от широкопрофильного к узкопрофильному лечению
Первыми шагами реформы станет переименование поликлиник в центры первичной медико-санитарной помощи (ЦПМСП), которые приобретут статус коммунальных предприятий. Финансировать новообразованные коммунальные предприятия будут из бюджетов городов и районов. Работу ЦПМСП (первичное звено медицины) будут осуществлять исключительно семейные врачи. На первом этапе - до полного укомплектования семейными врачами совместно с участковыми терапевтами и педиатрами. Потом всех этих специалистов переведут в семейные врачи.
Сельские амбулатории получат статус лечебных амбулаторий, подчиненных ЦПМСП, работу в которых будут осуществлять также исключительно семейные врачи.
В рамках реформы также планируется создание областных и городских (в Киеве, Севастополе) центров экстренной медицинской помощи и медицины катастроф, в структуру которых войдут бывшие городские и районные станции скорой помощи, их отделения и пункты временного базирования выездных бригад. Вся экстренная медицинская помощь будет финансироваться из областных бюджетов.
Кроме того, Украина обретет госпитальные округа, в структуру которых войдет одна больница интенсивного лечения, а также вспомогательные лечебные учреждения: хосписы, дневные стационары, клинико-диагностические центры, больницы восстановительного и планового лечения.
Также согласно "букве реформы" всех узких специалистов, кроме врачей семейной медицины, переведут во "вторичное звено", которое будет осуществлять профильное лечение.
КОМПЕТЕНТНО
Алла Шлапак, председатель комиссии Киевсовета по гуманитарной политике:
- В Киеве эксперимент по внедрению медицинской реформы идет с 2010 года в Дарницком и Днепровском районах, и удивительно, что Минздрав не хочет использовать уникальный опыт столицы. А он имеет несколько аспектов. Для пациентов практика открытия амбулаторий является положительной. Среди основных достижений - доступность, уменьшение очередей, наличие дневных стационаров. У медиков, работающих в амбулаториях и получивших после переквалификации статус семейного врача, реально в два раза выросла зарплата. Но дьявол кроется в деталях - а именно, в управленческих правовых недоработках. Во-первых, чиновники Минздрава, утверждая штатное расписание для амбулаторий в пилотных регионах, почему-то "не предусмотрели" введения в штат специалистов узкого профиля (лор, окулист), у которых нет "семейного статуса". Поэтому в центрах первичной медико-санитарной помощи приходится идти на нарушения, чтобы узкие специалисты по графику принимали в амбулаториях. Во-вторых, нет законодательной нормы, которая сохраняла бы за центрами первичной медико-санитарной помощи права оказания неотложной помощи. А ведь это снизило бы нагрузку на работу специализированной скорой помощи. И в-третьих, как оказалось, законодательством абсолютно не предусмотрено никакого дополнительного инвестирования в развитие консультативно-диагностических центров. Все эти факторы Кабинет министров и депутаты ВР обязаны учесть, если разговоры о необходимости проведения медицинской реформы - это не пустой популизм.