Медреформа разделила скорую и неотложную помощь

К "экстренным" больным медики приедут за 10 минут, а к остальным - в течение дня.

Медреформа разделила скорую и неотложную помощь. Фото: Павел ДАЦКОВСКИЙ.

Люди запутались, кого когда вызывать

По статистике, в день скорую помощь по области вызывают в среднем 700 раз. И это не учитывая числа вызовов "неотложки", которая действует по иным правилам и нормативам: если скорая должна приехать к больному в течение 10 минут в городе и 20 минут в селе, то "не экстренного" больного не­отложная помощь обслужит на протяжении рабочего дня. К срочным пациентам выезжает бригада скорой помощи, а к остальным - дежурный врач амбулатории. Поэтому в ночное время на вызовы также выезжает скорая, только норматив для нее в этом случае немного другой - к больному нужно приехать в течение часа. К сожалению, в свете медицинской реформы люди так запутались, что просто порой не могут понять, когда и кого им нужно вызвать.

- Часто люди жалуются на то, что скорая не приехала к ним вовремя, - рассказывает начальник управления департамента здравоохранения облгосадминистрации Елена Луговая. - Когда же мы начинаем разбираться, выясняется, что человек, к примеру, вызвал скорую для измерения артериального давления либо чтобы ему сделали кардиограмму. С другой стороны, мы отмечаем значительное уменьшение количества выезда скорых к хроническим больным, а это позволяет врачам быстрее обслуживать экстренные вызовы.

В целом нормативы времени прибытия скорой на сегодня более-менее выполняются: в среднем 92% бригад скорой помощи приезжают вовремя. Если на определенном участке норматив постоянно нарушается, туда по мере возможности ставят дополнительную бригаду. Кстати, и вопрос "Как быстро дозвониться в скорую?" вскоре должен быть решен. По словам Елены Луговой, до конца первого полугодия в области создадут единую центральную диспетчерскую с многоканальной связью, которая позволит автоматически переключать пациента на свободного оператора.

Водителей учат лечить, диспетчеров - быть вежливыми

Если верить словам медиков, проблем с медикаментами на сегодня у скорой помощи нет.

- В среднем на каждый вызов выделается 25 грн., что позволяет закупить наиболее часто используемые медикаменты, в том числе препараты для проведения тромболизиса, - утверждает Елена Луговая.

Не должно быть, по идее, проб­лем ни с автомобилями скорой помощи, ни с бензином для них. Так, в прошлом году в области было закуплено 260 "скорых", которые распределили по всем амбулаториям. А на 2013 год для закупки топлива из областного бюджета было выделено 17 млн. гривен. Так что, если с вас требуют деньги на бензин и медикаменты, смело жалуйтесь, к примеру, в департамент здравоохранения.

Что касается медперсонала на скорых, то все больше и больше выпускников медучилищ и вузов начали искать работу не в стацио­наре.

- В прошлом году к нам пришло 83 молодых фельдшера и 4 врача неотложных состояний, а были годы, когда никого не было, - говорит Елена Луговая. - Работа на скорой помощи стала для молодых людей более интересной и престижной, ведь в среднем уровень зарплаты врача скорой помощи на 23% выше, чем у врача стационара, а у фельдшера - на 36% больше, чем у медсестры.

Кроме самих медиков, к спасению людей начали привлекать также водителей "скорых": уже сегодня 504 водителя прошли тренинги и теперь могут помогать фельдшерам. Еще одной хорошей новостью стало то, что диспетчеров службы "103" начали учить на специальных психологических тренингах, как правильно общаться с пациентами. Хотя, конечно, по-человечески разговаривать с людьми работники диспетчер­ской должны, по идее, уметь и без всяких там тренингов.

Будь в курсе

Кого же в каком случае вызывать?

Скорую помощь по телефону 103 нужно вызвать в следующих случаях:

- обморока;

- судорог;

- внезапных расстройств дыхания;

- внезапной боли в области серд­ца;

- рвоты кровью;

- острой боли в брюшной полости;

- внешнего кровотечения;

- признаков острых инфекционных заболеваний;

- острых психических расстройств, которые угрожают жизни и здоровью пациента и/или других лиц;

- всех видов травм и повреждений;

- отравлений;

- нарушения нормального течения беременности (преждевременные роды, кровотечение и прочее).

В случае не экстренного вызова нужно обращаться в регистратуру своего лечебного заведения, либо звонить в службу "103", диспетчеры которой перенаправят ваш вызов в нужную амбулаторию.

К не экстренным вызовам относятся:

- внезапное повышение температуры тела;

- головокружение, слабость;

- боль в пояснице, суставах (радикулит, остеохондроз, артрит, артроз и прочее);

- повышение артериального давления;

- болевые синдромы у онкологических больных;

- обострение хронических заболеваний.

Конкретно

Куда жаловаться на недобросовестную работу скорой помощи?

Горячая линия департамента здравоохранения работает круглосуточно. Т. 0800-50-75-50.