"ЮРА У НАЧАЛЬНИКА. ПРОВОДИТ "НАРАДУ"
Чтобы подписать помилование экс-министрам МВД Юрию Луценко и экологии Григорию Филипчуку, президент выбрал максимально символичный день. И дело не в воскресенье: совпали праздники - Благовещение и Всемирный день здоровья (у бывшего главного милиционера оно "хромает" из-за голодовок), в тот же день - протестный митинг в столице. На него, правда, Луценко не успел - передал пожелания по громкой связи.
- Телефон "красный", все звонят, поздравляют. Евродепутаты, наши политики. Но Юра все равно был первым: сказал, что "выперли" с вещами в кабинет начальника колонии, сидит сейчас за его столом, "нараду" проводит, - звенящим от радости голосом сказала "КП" Ирина Луценко. - Собираемся, едем за ним! Первым же делом его расцелую: так давно об этом мечтала.
Сам Луценко - гладко выбритый, не в меру худой - вышел из колонии, переодетый в черную куртку и вышиванку, и привычно юморил:
- Важнее всего, что я вернулся. К коллегам, родственникам, что нас будет на одного Луценко больше. И для руководства колонии благая весть - в "освобождении от Луценко". На волю вышел главный оптимист страны: я мстить не буду, не собираюсь терять дни и годы. Буду работать на оптимистическую перспективу!
В ближайших планах, кстати, подача иска в Евросуд по правам человека. Цель - полная реабилитация экс-министра. Встречать Филипчука не поехал никто…
ЕС РУКОПЛЕСКАЛ ПОД КОФЕ
Для власти это решение принесет огромный репутационный бонус, ведь ни в Украине, ни на Западе прегрешения экс-министра не считали достаточно серьезными для тюремного наказания.
- Само преступление не представляет опасности для общества. По-хорошему для нарушителей закона такого рода могут - и должны - быть другие виды наказания, - сказал "КП" директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
Срок для освобождения экс-министра подобрали идеальный, учитывая, что через месяц украинский МИД проведет решающий раунд переговоров с ЕС о подписании Соглашения об ассоциации и Зоне свободной торговли. Первые "звоночки" одобрения из Евросоюза звучали, как бой колоколов. "Интеграционный" еврокомиссар Штефан Фюле настрочил сообщение в свой микроблог на Твиттере без четверти восемь по брюссельскому времени. Наверняка даже не успел выпить утренний кофе:
"НАКОНЕЦ-ТО - очень приветствую решение президента Януковича помиловать Луценко и Филипчука: первый, но важный шаг в борьбе с избирательным правосудием".
Одобрительные нотки звучали и от других евродепутатов. Позитивной речью разразился даже вечный критик, немец Эльмар Брок. А "лоббист Украины", поляк Павел Коваль эмоционально ответил "КП" в том же Твиттере:
- Сигнал позитивный, чисто по-человечески есть большая радость хотя бы в том, что он наконец свободен.
|
ОППОЗИЦИОННЫЙ ШИВОРОТ СДЕЛАЕТ НАВЫВОРОТ
А вот для оппозиционных сил выход Луценко - палка о двух концах. С одной стороны, это победа демсил: лидер оказывается на свободе, покрытый славой и боевыми шрамами (после двух голодовок и лежания в больнице у него есть моральное право "рвать на груди тельняшку"). А о пощаде так и не попросил! С другой - как раз это право и станет камнем преткновения для оппозиционных сил.
- Освобождая Луценко, власть тем самым создает огромную проблему для оппозиции - отношения в треугольнике "Яценюк - Тягнибок - Кличко" и без того не безоблачные. Расчет делается на известную всем контраверсионность Юрия Витальевича, на то, что, имея моральное право (вы не сидели, а я - да!), он будет диктовать свое видение, вывернет шиворот навыворот всю оппозицию, - считает политтехнолог, директор Berta Communications Тарас Березовец.
Действительно, реакция лидеров оппозиции была двойственной. Коллеги Луценко поприветствовали его посредством соцсетей и позже, на протестном митинге. В выражениях не сдерживались: Кличко несколько пафосно восхитился мужеством и стойкостью всей семьи экс-министра и порадовался тому, что к оппозиции присоединился принципиальный и "яркий" боец. Яценюк - просто порадовался за "хорошего товарища", Порошенко поздравил "всех, кто верил и ждал". Но поздравлений явно недоставало. Смолчал Тягнибок, ни слова не сказали "центры влияния" в "Батьківщині", близкие к Александру Турчинову. Может, затаились, почувствовав опасность…
В ТЕМУ
Менская колония вздохнула с облегчением
Сотрудники Госпенитенциарной службы, охраняющие Менскую колонию, устроили небольшой банкет по случаю освобождения своего VIP-узника. Об этом "КП" сообщил источник в самой колонии. По словам собеседника, экс-министра вызвали с вещами к начальнику колонии ранним утром - в течение нескольких часов он общался с руководством колонии.
- Отмечали уже после того, как Луценко подписали и вывели (на встречу с семьей. - Авт.) Для всех в колонии это (освобождение экс-министра. - Авт.) - большое облегчение, - сообщил собеседник.
Тюремщики якобы устали от пристального внимания, которое уделялось Менской колонии с момента, когда туда попал экс-министр. Да и сам Луценко доставлял неудобства частыми жалобами - как на состояние здоровья, так и на руководство (в частности, невозможность звонить родным по желанию).
КСТАТИ
Юля - следующая?
|
Вопрос, на который юристы дают уклончивые ответы, - могут ли подписать помилование и для Юлии Тимошенко (и в скольких конкретно делах)? Во-первых, потому, что во всех уголовных процессах еще не пройдены процедуры, которые позволили бы применить к ней "прецедент Луценко" (то есть помилование без просьбы осужденного). Во-вторых, поскольку на свободе Тимошенко будет опасной - хотя бы даже в случае вероятного покушения на нее со стороны "неизвестных лиц". Имидж Украины будет разрушен.
- У президента нет оснований не помиловать Юлию Тимошенко, потому что инкриминируемое ей преступление не связано с насилием (по "делу Щербаня" приговора пока нет - как не было и судебных заседаний. - Прим. ред.), у нее проблемы со здоровьем, на судебном процессе по ее делу была масса очевидных нарушений, - считает адвокат Валентина Теличенко. - Чтобы не ухудшать позицию Украины перед Европой, было бы разумно освободить Тимошенко из-под стражи по любой причине. А причины для подписания акта о помиловании, как выяснилось, не требуются.
Кстати, вчера экс-премьер ждала СМИ "в гости", чтобы поприсутствовать при составлении акта о ее "нежелании" ехать в суд. На этаж "к Юле" журналистов все же пустили - но не дальше: у дверей палаты прессу встретил заспанный охранник в свитере и тапочках.