Актер Михаил Филиппов о своей супруге Наталье Гундаревой: Ты была грустным ребенком

Спустя два года после смерти Натальи Георгиевны ее муж, актер Михаил Филиппов, написал откровенную книгу воспоминаний «Наташа».

Спустя два года после смерти Натальи Георгиевны ее муж, актер Михаил Филиппов, написал откровенную книгу воспоминаний «Наташа».

«Комсомолка» первой публикует отрывки из книги, которая лишний раз подтверждает истину, что любовь сильнее смерти.

Другая Наташа

Михаил Филиппов хранил «обет молчания» в течение нескольких лет, не общался с прессой, уходил от любых разговоров о его так рано ушедшей жене. Объяснение своей неожиданной откровенности Михаил Иванович дает в предисловии: «Просто хочется еще раз поговорить о Ней».

Книга открывает неизвестную нам Наталью Гундареву, например, неординарную художницу. Ее акварели - дивные цветы, нарисованные сочными красками. И образы Богоматери, которые чаще других встречаются в ее набросках. Наверное, для Натальи Георгиевны эта тема значила что-то очень личное. Сегодня мы впервые публикуем ее рисунки, которые не видели даже близкие друзья.

Никто не видел и последние фотопортреты Гундаревой, сделанные после операции. Тогда она очень похудела, заметно помолодела. Наталье Георгиевне очень нравилось, как она выглядит, и для запечатления положительного результата был специально приглашен фотограф. Наверняка это «преображение» стоило ей огромного труда, а для организма оказалось слишком большой нагрузкой.

***

...Это было летом, на гастролях в Челябинске и Перми. Любовь не пришла, не подкралась, а поразила нас обоих.

- Очень вовремя мы встретились, - сказал я, хотя иногда печалился: как поздно!

Если сочинять сказку моей жизни, надо было бы начать так: «Однажды я лежал на каком-то жизненном перекрестке с перебитым крылышком. Ты подобрала меня, вылечила, выходила, научила летать и действительно превратила мою жизнь в сказку».

***

...Когда мы встретились, Ты уже была народной, многажды лауреатом, многажды лучшей актрисой года. А я-то большинства фильмов Твоих не видел и не смог бы перечислить Твои звания, зато я знал Твои веснушки и был счастлив этим. В Тебе, взрослой женщине, удивительным образом жил ребенок, маленькая девочка из песочницы, которая с подкупающей доверчивостью рассказывает первому встречному: «А у нас сегодня на обед были котлеты с макаронами и компот». Ты меня смешила рассказом из собственного детства, как однажды ночью объелась вареньем, прокравшись тайком от взрослых на кухню, а потом ужасным шепотом будила: «Мамочка, милая мамочка, меня рвет».

***

...Я люблю своего сына, но притом всю жизнь мечтал о дочке, девочке, которой я мог бы заплетать косы. И вот в Тебе я обрел такую девочку, ребенка, счастливо живущего во взрослой женщине. А когда с нами случилась беда, я расчесывал Твои волосы, собирал их в хвостик и вспоминал свои мечты о дочке.

***

Жизнь наша состояла из встреч и расставаний, расставаний и встреч. Ты много снималась, ездила с концертами. Иногда, когда работа позволяла, я ездил с Тобой. Но чаще оставался дома, ждать Тебя. Потом и я стал сниматься, стал ездить с антрепризными спектаклями. Бывали дни, когда, встретив Тебя, я тут же уезжал на вокзал или в аэропорт. Такая жизнь только обостряла отношения, заставляла нас дорожить каждым мгновением, всякий раз заново узнавая и открывая друг друга.

(Во время разлуки они обменивались записочками. Дарили, оставляли, подкидывали рисуночки как знак любви и внимания. И еще чтобы вызвать улыбку друг у друга. - Авт.)

***

«Жили-были старик со старухой. И не было у них детей. И послал им Бог дочку…» Вот и нам послал Господь дочку. Не Снегурочку, не Дюймовочку, а как Маугли - Человеческого детеныша - Ирку! Мы оба привязались к ней, а она к нам. Когда мы обрели этого Подкидыша, ребенку было лет тридцать, так что многие заботы от нас отпадали - она умела читать, плавать, и в школу нас никто не вызывал за неуспеваемость и проказы. Энергией она разве что чуть-чуть уступала Тебе, так что я жил в окружении двух маленьких электростанций. Страстная автолюбительница, профессиональный водитель, человек, развивающий кипучую деятельность, меняющий ежесекундно решения, привязанности, влюбленности и оправдывающий некоторые издержки характера рождением под знаком Близнецов. А когда с нами случилась беда, она просто и естественно посвятила Тебе всю себя.

(Ирина - из числа поклонниц Натальи Гундаревой, которая стала ей почти как дочь. Помогала на гастролях, а когда актриса попала в больницу, не только ухаживала за ней, но и поддерживала морально. - Авт.).

***

Ты была ребенком, сказал я, но Ты была грустным ребенком, в Тебе жила никому не ведомая печаль. Ты, открытая всем радостям мира, как никто, переживала и страдала из-за несправедливости, хамства и чужого, не Тебе принадлежащего горя. А может, печаль в Тебе жила с рождения, Ты родилась в конце августа, на пороге Осени - поры грусти и увядания, - Ты была Ангелом Осени...


Благодарим издательство «АСТ-ПРЕСС» за предоставленные материалы.