Валерий Золотухин: С собой ничего не унесешь

Народный артист Валерий Золотухин на 72-м году жизни скончался от неизлечимой болезни.

Кадр из легендарного фильма «Бумбараш».

О том, что жизнь Валерия Золотухина висит на волоске, его близкие, да и не только близкие, знали уже давно. А он держался до последнего. Но 30 марта его жизнь окончилась.

Его здоровье сильно ухудшилось еще в декабре, он часто терял сознание. Потом Новый год, Рождество - надо держать марку. Ради семьи, ради 9-летнего сына Вани. Виду не показывать. И, даже попав в больницу в конце зимы, Валерий Сергеевич как-то деликатно настаивал: не надо, мол, всем говорить, что у меня все серьезно. Ну напишите, что почки, - у меня сейчас вообще все болит, рассыпается. Вот и прохожу комплексное обследование и лечение. И после паузы уже гораздо бодрее: "Вы позвоните мне, поговорим, когда мне получше станет".
 
Получше не стало. Сначала наступил паралич. А позже врачам пришлось ввести актера в медикаментозную кому, чтобы избавить от мучительных болей. Сделать ничего было нельзя - опухоль мозга была неоперабельной. 
 
А похоронят Золотухина возле храма Покрова Пресвятой Богородицы, который Валерий Сергеевич построил на родине - в селе Быстрый Исток Алтайского края.
 
Тело Валерия Золотухина доставят в Быстрый Исток в четверг, 4 апреля, а в пятницу в 11.00 в церкви, которую построил Валерий Сергеевич, начнется панихида. Помянуть Валерия Золотухина сможет каждый сельчанин - за счет районной администрации поминальные столы будут накрыты в школе и Доме культуры. 
 
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ 
 
Первая жена, актриса Нина ШАЦКАЯ: "Наши шестеро внуков остались без помощи" 
 
Мария РЕМИЗОВА
 
Нину Шацкую Валерий Сергеевич считал своей первой любовью. Она стала его первой женой и матерью старшего сына. 
 
- В последнее время Валера был невеселым, - рассказала "КП" Нина Шацкая. - Когда приходил ко мне, был подозрительно тихим. Конечно, смерть Золотухина - это большая потеря для кино, для театра. Но это потеря и для моих шестерых внуков. Валера был единственным кормильцем. Наш сын Денис (священник, отец Дионисий. - Ред.) зарабатывает мало, потому что у него нет своего прихода. И, конечно, сейчас внуки остаются без помощи...
 
Сейчас, когда вспоминаю Валеру, то перед глазами первые годы нашего брака. Они были счастливыми. Судя по письмам Золотухина, которые я недавно нашла у себя, он когда-то меня очень сильно любил...
 
- А что в письмах?
 
- Писал: "Нина, любовь моя, жизнь моя!" Вот как писал! Все-таки была любовь... Мы разошлись в 77-м. И с моей стороны все страсти были позабыты. Потом я полюбила Леню (актер Леонид Филатов, последний муж Шацкой. - Ред.), и мне казалось, что только он был в моей жизни. Валера в этом не виноват, просто Леня был главным мужчиной в моей судьбе. Просто Валера не мой человек. А когда Леня умер, Валерий стал очень сильно помогать нашему сыну. 
 
- Нина Сергеевна, как себя чувствует ваш сын?
 
- Денису сейчас очень плохо, он страшно переживает. Мне самой не верится, что Валеры больше нет. Он хорошо себя чувствовал - стоял на голове, что, кстати, нельзя было при его диагнозе. И хвастался, что чувствует себя не на 70, а на 27! А потом нашли опухоль. Ему назначили химию. Вот до химии он был нормальным: писал, ходил, шутил. А после химии ему стало совсем плохо, он слег, начал терять зрение. Врачи сказали, что поздно хватились. 
 
- Он успел попрощаться с Денисом?
 
- Последним к нему приходил маленький Ваня. У Валеры только хватило сил, чтобы пожать сыну руку. А потом он отключился. А за два дня до этого приходил наш сын Денис с женой Аллой - они часто навещали отца. 
 
СПРАВКА "КП" 
 
Валерий Золотухин родился 21 июня 1941 года в селе Быстрый Исток, что в Алтайском крае. Окончил ГИТИС. После этого его пригласили в Театр имени Моссовета, где он проработал год. С 1964 года Валерий Сергеевич был актером Театра на Таганке. Дебют в кино - фильм Владимира Назарова "Пакет" по повести Леонида Пантелеева о приключениях красноармейца Трофимова.
 
С конца 1960-х актер активно снимается в кино: "Хозяин тайги" (1969), "Пропажа свидетеля" (1971) и "Предварительное расследование" (1973); а также в фильмах "Бумбараш" (1972), "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" (1976). В нулевые Золотухин играл в обоих "Дозорах" и управдома Босого в "Мастере и Маргарите" Владимира Бортко.
 
С июля 2011 года - директор и художественный руководитель Театра на Таганке. 
 
ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ 
Валерий Золотухин с гражданской женой, актрисой Ириной Линдт.
 
Последняя любовь, актриса Ирина ЛИНДТ: "Он хотел, чтобы мы обвенчались" 
 
Юлия ХОЖАТЕЛЕВА
 
Со своей гражданской супругой и матерью младшего сына Ивана актер познакомился в своем Театре на Таганке. Молодая актриса пришла в труппу после учебы в Щукинском училище. Два года Валерий Сергеевич пытался за ней ухаживать, и Ирина сдалась под силой обаяния и страсти актера. Разница в 33 года не стала преградой. Через несколько лет Линдт родила Золотухину второго сына - Ивана. Актер так и не развелся со своей женой Тамарой и последние годы жил на две семьи. 
 
- Это был лучший человек, которого я знала, - не сдерживая слез, вспоминает Ирина Линдт. - Он хорошо относился даже к своим врагам. Хотя в общем-то их и не было. Он был лучшим папой на свете, любил сына бесконечно. 
 
Когда люди долго живут, накапливается много хорошего и плохого. Мы были вместе 15 лет, и за это время не поссорились ни разу. Только спорили. И все, что осталось в моем сердце, - бесконечная любовь к нему и благодарность за все, что он сделал для нас с вами. Про то, какой он был артист, я думаю, скажут другие. А человек он был совершенно уникальный.
 
- Его старший сын Денис говорил, что он хотел с вами обвенчаться?
 
- Это то, о чем он без конца говорил в последнее время и писал в своих дневниках. Поскольку так уж получилось, что его последняя тетрадь оказалась у меня, я это все смогла прочитать. Он часто говорил это при Денисе и свидетелях. Что бы сейчас ни говорили, он за себя сам все сказал, он за себя сам все написал. 
 
ДОСЛОВНО
 
Валерий ЗОЛОТУХИН: "С собой ничего не унесешь" 
 
Наш корреспондент Анастасия Плешакова поговорила с актером в 2011 году, перед его 70-летием. 
 
- Вы человек уступчивый?
 
- Я скорее, знаете, как в анкете Высоцкий написал. Ваш друг - Золотухин. Качества вашего друга - мудрость, ненавязчивость. Так вот кто-то меня считает хитрым, кто-то еще… А мне, наверное, от деда Федосея по материнской линии достался характер сговорчивый.
 
Я сорок седьмой год в этом театре на Таганке. Если бы не наши какие-то профсоюзные шероховатости, я бы и продолжал так жить, существовать и работать. Мы двадцать лет не разговаривали с моей первой женой Ниной Шацкой из-за этого  раздела театра...
 
- Не по личным обстоятельствам?
 
- Нет, абсолютно. Когда Леня пришел… Я ушел, а он года через полтора только пришел к Нине. Я у них даже иногда ночевал. Я полюбил другую. И даже радовался, когда он пришел в ту семью, потому что он очень много для Дениса сделал. Я Лене чрезвычайно в этом смысле благодарен. Но не разговаривали с Ниной. Я Денису говорю: "Ну, Динь, уже хватит". Какие-то моменты искал, чтобы помириться. И Алла, его жена, позвонила моей жене Тамаре и сказала: "Тамара Владимировна, Нина Сергеевна предлагает встретить Новый год вместе". Тамара и говорит: "Ну хорошо. Надо прежде всего спросить Валерия Сергеевича". - "Да он вроде бы и не против". - "Давайте". Она звонит Нине и говорит: "Нина Сергеевна, Тамара Владимировна предлагает встретить Новый год вместе". Та говорит: "Прекрасно. А Золотухин?" - "Да". - "Все, давайте". А живем мы рядом. Нина наготовила, мы пришли, внуки нам устроили концерт. Шикарный Новый год! Мы с Тамарой в девять часов утра пришли домой. Один из лучших новогодних праздников был. Прошел год. Я позвонил потом Нине, поблагодарил. Нина Сергеевна говорит сама Денису: "Скажи отцу, пусть приходит". И мы опять встретили вместе. У меня хватило наглости, когда они там сидели, сказать: "Может, Ирку позвать?" Нина Сергеевна: "Нет, здесь только законные жены".
 
- Вот вы храм строите. Все-таки духовность, не идеологическая, а внутренняя, христианская, она же возрождается?
 
- Да, конечно. Я надеюсь, что строительство храма, которое было в течение двадцати лет, закончится. Через мои руки прошли огромные суммы денег и инфляция. Я сейчас читаю свои старые записи, расчеты, дневники, накапливаешь миллион, а его хватает только для того, чтобы заплатить за электричество во временном храме. А начинал-то я совсем… Вот я пришел к одному алтайскому мужику, но живущему здесь, в Москве. Говорю: вот на храм. Он говорит: "Не дам. На школу дам. Не верю, и все. А вообще, если хочешь, у меня в Норильске есть "КамАЗ" новый, бери". Говорю: "А чего я буду делать с "КамАЗом"?"
 
Он говорит: "Если ты не знаешь, что делать с новым "КамАЗом", как ты собираешься строить? Перегони, продай, вот тебе и деньги". Вообще много смешных случаев. Я даже не знаю, с какого конца начать этот "КамАЗ" перегонять. 
 
- Психологически насколько тяжело? Сыну-священнику надо помогать, у него пятеро детей (шестой на тот момент еще не родился. - Ред.) И вот вы такой на всю свою большую семью…
 
- С собой ничего не унесешь. Я к тому, что приходит как гонорар за работу, отношусь весьма легко. У меня, собственно, мало что есть материального. И накоплений тоже. Ну есть сегодня, значит я отдам ребятишкам туда, дам сюда. У меня нет, слава богу, накопительской жилки, стяжательства. Я расстаюсь легко.