Анекдоты про Чапаева сочинял специальный отдел КГБ...

К Всемирному дню смеха "Комсомолка" выяснила, откуда берутся настоящие народные герои

Рис.: Валентин ДРУЖИНИН.

В жизни он пропадет. В нем сочетается зрелый цинизм и детская наивность. Это Вовочка - герой русских анекдотов. Кажется, еще прабабушки рассказывали о его похождениях. Ан нет! Знаменитый мальчуган обрел свое имя лишь сорок лет назад.
 
- И вполне мог стать Петечкой или Васечкой, - отвественно заявляет доцент кафедры детской литературы Санкт-Петербургского госуниверситета культуры и искусств Александр Белоусов. Он занимается изучением городского фольклора. А уж в анекдотах про Вовочку его можно считать главным экспертом в стране...
 
А началось все с ребенка
 
- Ребенок - один из основных персонажей народной культуры, - начал свою лекцию доцент. - Есть и другие герои: мужчина, женщина, мать, отец. Байки о наивном ребенке были и в моем детстве, в 40-х и 50-х. Тогда его называли просто мальчиком. Но вот к 70-м годам он начал обретать свое имя. Одни делали героем своих историй Петю, другие Васю. Например: 
 
Васенька, не грызи ногти. И вообще отойди от папиных ног!
 
Петя, не ешь яблоко. И вообще уйди с помойки!
 
Сейчас мы слышим эти анекдоты только с именем Вовочка. А других забыли.
 
Вовочка, не бей мальчика лопатой по спине, а то вспотеешь и заболеешь. 
 
- Почему все-таки Вовочка?
 
- Имя Владимир имеет огромное значение в истории нашей страны. Великий князь Владимир крестил Русь. Это человек, который "владеет миром", - крестьянина так никогда не называли. Но в начале XX столетия каждого пятого мальчика в Российской империи зовут Вовой. А потом приходит новый "креститель" - Владимир Ленин. В итоге именно это имя становится самым популярным в молодом советском государстве. Вспоминается, кстати, хороший анекдот, где Ильич и Вовочка слились в одно целое: 
Сидит Вовочка на уроке. Вдруг входит директор: "Вовочка, беги скорей домой! У тебя дома беда". Вовочка бежит домой. Там на пороге его встречает мама: "Вовочка, у нас беда. Твой брат Саша стрелял в царя"...
 
Как такой герой может сгинуть? Имя, конечно, может смениться, хотя, думаю, очень нескоро. А вот анекдоты про гаишников могут пропасть, только если они вдруг перестанут брать взятки. Или похудеют... 
 
Сбежавший из Московского зоопарка бегемот скрылся на границе МКАД, затерявшись в толпе гаишников.
 
Повезло чукчам
 
- С Рабиновичем получилось так же, как с Вовочкой?
 
- Да. Когда-то распространенная фамилия среди евреев  становится олицетворением народа. Существует особая группа этноанекдотов. Самое интересное, что нет определенных закономерностей, почему одни нации становятся героями баек и шуток, другие нет. В начале XX века самыми популярными персонажами были армяне и евреи. Сейчас про армян почти не шутят. 
 
Зато чукчам "повезло" вдвойне. Во-первых, из-за фонетической особенности названия. В русском языке слог "чу" имеет негативный оттенок: чудище, чума и так далее. Во-вторых, из-за среды обитания - на северо-востоке страны, где, собственно, она и кончается. Крайний народ автоматически становится несчастливым.
 
Спрашивает как-то чукча в справочной аэропорта: "Сколько до Чукотки летит самолет?" "Одну минуточку". - "Спасибо".
 
Важнейшее из искусств...
 
- Я хорошо помню анекдоты о Хрущеве и Брежневе. Там брался образ начальника и опять же переворачивался. Главный босс попадал в ситуации, в которые не должен был. Здесь еще многое построено на психотерапии, мы смеемся над начальником, и как-то сразу легче на душе становится.
 
"Пошутили и хватит!" - сказал Брежнев, переклеивая брови под нос.
 
Сейчас же анекдоты про первых лиц сошли на нет. В 80-е люди полагали, что все в СССР зависит именно от одного Леонида Ильича. Сейчас мы оцениваем свою собственную роль гораздо выше. И людям интереснее шутить о тех, кто их окружает: сантехнике, ГАИ, теще...
 
- Есть версия, что Василий Иваныч и Петька не просто так возникли... 
 
- В 1964 году отмечалась очередная годовщина смерти Ленина - и в КГБ решили сбить волну баек про вождя. Вот чекисты и запустили чапаевскую серию.
 
По другой версии, в 60-х "Чапаев" снова попал в прокат как один из лучших фильмов о Гражданской, его посмотрели миллионы. А герои навсегда попали в фольклор.
 
- То есть если о вас рассказывают анекдот, это хорошо?
 
- Ну тут я отвечу как герой старого еврейского анекдота: "А вы таки сами как думаете?"
 
- А вы?
 
- А я... я вижу - вы тоже специалист по анекдотам!
 
В ТЕМУ
 
...а шутки про советских вождей придумывали с помощью компьютера 
 
Бывший разведчик описывает момент такого творчества.
 
Контрразведчик КГБ и писатель Игорь Атаманенко изучал вопрос появления анекдотов. По его признанию, их часто придумывали в редакциях антисоветских изданий в Париже и Мюнхене, а затем "десантировали радиоволнами к нам на кухни".
 
- Антисоветским анекдотам, где главными фигурантами были кремлевские небожители, отводили роль ударных отрядов, на которые возлагалась задача подточить фундамент советской власти, - убежден Атаманенко. - Первые годы 1980-х вошли в новейшую советскую историю как пятилетка "Трёх П" - Пятилетка Пышных Похорон. 
 
После смерти Брежнева на престол взошли не блещущие здоровьем Андропов и Черненко. Но несмотря на физическую немощь, вожди чутко прислушивались к "вражьим голосам" - передачам радиостанций "Голос Америки" и "Свобода", "Немецкая волна" и "Голос Израиля". Константин Устинович требовал, чтобы ему на стол непременно клали распечатку анекдотов, шуток и частушек, ему посвященных (это была обязанность начальника Пятого управления КГБ). Причем Черненко настаивал, чтобы о новинках забугорного фольклора его извещали заранее, еще до того как они станут достоянием ушей советских граждан.
 
В результате в Русский отдел редакции антисоветского журнала "Континент", издававшегося в Париже, были внедрены два наших агента. 
 
Процесс "анекдотостряпанья" скрытно был запечатлен на видео­пленку и диппочтой доставлен из Франции на Лубянку.
 
…Итак, Париж, январь 1984 года. Редакция "Континента". Конференц-зал амфитеатром. На электронном табло горящие буквы, которые складываются в фразу: "Важнейшим из искусств для нас является создание политических анекдотов". В зале человек двадцать - бывшие члены Союза писателей и Союза журналистов СССР.
 
Мне довелось посмотреть снятое скрытой видеокамерой заседание.
 
На повестке вопрос "Почему Брежнев встречал гостей, лидеров иностранных государств, в аэро­порту, у трапа самолета, а Черненко встречает их в Кремле?".
 
В прошлом известный советский писатель, лауреат премии Ленинского комсомола Миша Хейфец призывает мастеров предлагать свои варианты ответа. Он оглашает подробности состояния здоровья усопшего Леонида Брежнева и еще дышащего Константина Черненко. Напоминает, что в плоть покойного вождя был вшит электрический стимулятор сердечной мышцы, питавшийся от батареек.
 
- А ныне здравствующий вождь получает заряд бодрости от капельницы, находясь в кремлевской больнице, - продолжает разъяснительную работу Миша. - Таким образом, мы видим, что Брежнев был мобилен, в то время как Черненко статуйно неподвижен. Не из-за этого ли произошли изменения в кремлевском протоколе встреч иностранных лидеров?! Ну же, ну! Думайте, думайте же наконец!
 
Монолог Хейфеца, нарушаемый вопросами и репликами присутствующих, продолжается около двух часов. Затем все варианты ответа вводятся в ЭВМ...
 
В результате появляется новый анекдот, отнесенный в актив армянского радио.
 
Итак, вопрос:
 
- Почему Брежнев встречал лидеров иностранных держав в аэро­порту, а Черненко в Кремле, держась за стену кабинета?
 
Ответ:
 
- Потому что Леонид Ильич работал от батарейки, а Константин Устинович - от сети!
Подготовила