Легенды театрального Харькова: верблюды на сцене и призрак Курбаса на Сумской

В честь Международного дня театра, который будет отмечаться 31 марта, "Комсомолка" собрала самые знаменитые закулисные истории города.

Купцы бросали Олдриджу кошельки с деньгами
 
Харьковская публика всегда была избалована театральными знаменитостями. Но забавно, что первой мировой звездой, посетившей Харьков с гастролями, стал афроамериканец. Темнокожий актер Айра Олдридж известен в Украине тем, что его портрет писал сам Шевченко. Европейцам же он запомнился блистательным исполнением роли Отелло. В Харьков Олдридж приехал в 1862 году и целый месяц давал спектакли – публика была в восторге от экзотического актера и благодаря зрительской любви Айра уехал из Харькова состоятельным человеком.
 
- В то время было принято дарить актерам богатые подарки, а харьковские купцы бросали Олдриджу на сцену не только цветы, но и кошельки с деньгами, - говорит культуролог Михаил  Красиков. 
Восхищенный щедростью публики, Олдридж еще два раза возвращался на золотоносные подмостки.
 
К слову, наши зрители – отдельная театральная легенда города. Знаменитый итальянец Томазо Сальвини в воспоминаниях о харьковских гастролях писал, что публика на руках выносила из театра его 250-фунтовое тело (примерно 113 килограмм) и бежала за каретой. В гостиницу актеру удалось попасть с трудом – он  бросил в толпу несколько визитных карточек, и пока зрители подбирали их с мостовой, хитрый итальянец выскочил из кареты и скрылся за дверью. 
 
Темнокожий актер Айра Олдридж уехал из Харькова состоятельным человеком. Фото: Википедия
Если публика порадовала заезжего актера, то харьковские коллеги – огорчили. В своих мемуарах он с удивлением вспоминает, что играли они из рук вон плохо – роли не учили и ни слова не могли сказать без суфлера, - рассказывает Михаил Красиков. К тому же никто, кроме примы-француженки, не говорил ни на одном из иностранных языков.
 
На Сару Бернар обрушили град упреков
В начале 1890-х харьковских театралов взбудоражил визит сразу двух мировых звезд, актрис-соперниц Элеоноры Дузе и Сары Бернар. И если Дузе критики приняли благосклонно, то на Бернар всегда восторженная харьковская пресса обрушилась градом упреков. Особенно досталось ее "Даме с камелиями", которую желчный критик Селиванов обозвал "дамой с бриллиантами".
 
Дело в том, что 48-летняя актриса была особой очень состоятельной и на сцену выходила в собственных шикарных туалетах и украшениях. Эти-то украшения, а еще непривычная голубая подсветка, которая использовалась в ключевых моментах спектакля, возмутили местных журналистов – бедную Сару обозвали фальшивой. Такие отзывы тем более удивительны, что в других городах Российской империи самую знаменитую на то время театральную звезду принимали с восторгом – отзывы были самые хвалебные.
 
Бедную Сару, сверкавшую на сцене бриллиантами и шикарными нарядами, критики обозвали фальшивой. Фото: Википедия
Но публику выпады Селиванова и его коллег не смущали – зрители ломились на спектакли заезжей знаменитости, особенно усердствовали дамы: им не терпелось посмотреть на платья стоимостью тысячи рублей и на бриллианты за миллион.
 
На спектакле Щепкина зависла фурия
Театральные помещения Харькова – отдельная легенда. Первый каменный театр был построен в 1841 году и на то время считался одним из лучших театральных зданий России. Зрители были восхищены тем, что… помещение отапливалось, это было в диковинку. Это здание много раз перестраивалось и работает до сих пор – в нем находится театр украинской драмы имени Шевченко.
 
До него все театры были деревянными, народ зимой не снимал с себя тулупы.  Именно в такой театр-сарайчик попал знаменитый Щепкин, приглашенный Квиткой-Основьяненко. Первый харьковский спектакль корифей сцены описывал со смехом. В "Записках актера Щепкина" он вспоминает, как на представлении "Дон Жуана" фурия, спущенная специальной машиной на сцену, чтобы увлечь Дон Жуана в "небеса", запуталась в веревках и повисла над сценой. Роль фурии исполнял помощник механика.
 
Щепкин со смехом вспоминал выступление в Харькове. Фото: Википедия
"Как только фурия отделилась совсем от балки и повисла на веревке, то новая веревка от тяжести стала вытягиваться и раскручиваться, и так как фурию спускали медленно, то она, прежде чем стать на ноги, перевернулась раз двенадцать, отчего голова у ней, разумеется, закружилась (выпила она для храбрости тоже порядочно)", - писал Щепкин.
 
Помещения театра привели в шок и заезжую знаменитость Сальвини. Выступать итальянца пригласили в деревянном помещении. В своих мемуарах актер писал, как неприятно был поражен грязью.
 
В тему
Спецэффекты не спасли от разорения
Но к началу ХХ века все изменилось. Более того, в Харькове был построен театр Муссури, на тот момент самый большой в мире. 
 
- Это было здание-трансформер, оно могло использоваться и как театр, и как цирк. И в него помещалось четыре с половиной тысячи человек – в два раза больше, чем в ХНАТОБ, - рассказывает гид Максим Розенфельд.
 
На представление "Аиды" в театр завезли живых верблюдов, но спецэффекты не спасли Муссури от разорения. Здание находилось на Дмитриевской, в то время это был район кафешантанов и публичных домов, и публика там жила очень специфическая. В советское время помещение перестроили и передали театру музкомедии, а позже оно сгорело и не было восстановлено.
 
Интересная история и у здания театра кукол. Переехать сюда кукольнику Афанасьеву помог его московский знаменитый коллега Образцов, личный друг Ленина. Когда он увидел, что кукольный театр ютится в помещении дома народного творчества, то возмутился и поехал к местным партийным властям выбивать помещение. Так Афанасьев переселился в бывшее помещение банка и получил по наследству зимний сад из магазина тепличных растений, который был расположен на первом  этаже банка. Дореволюционная пальма из этого магазина дожила в театре до наших дней.
 
Кстати
Привидения придумали студенты?
Поговаривают, что в зданиях харьковских театров обитают привидения. Существует легенда о призраке Леся Курбаса, который бродит по ночам в коридорах театра Шевченко. Учитывая тот факт, что в музее хранится горстка земли с могилы великого режиссера на Соловках, начинаешь верить в легенду.  Сами актеры и сотрудники театра предпочитают обходить эту тему стороной, не говорят ни "да", ни "нет".
 
Ходят легенды и о белом женском призраке в здании театрального факультета института искусств. До революции в здании была женская гимназия, и по легенде, призрак – это душа одной из учениц, которая покончила с собой из-за трагической любви.
 
- В 70-е годы здание стояло заколоченное и, как многие заброшенные дома, порождало всяческие домыслы. Потом его передали театральному факультету, а  поскольку здание похоже на романтический замок, студенты додумали множество различных легенд, - говорит Максим Розенфельд.