Мохначанское городище на правом берегу Северского Донца археологи исследуют уже не первый год. И каждый раз находки озадачивают ученых все новыми загадками. К примеру, в тупик поставила их могила кузнеца (9-й век нашей эры), раскопанная в 2005 году. Она совершенно не соответствовала традициям захоронения того времени. Кем был этот кузнец, что его сородичи нарушили заповеди предков и похоронили не по законам своего народа? А чуть поодаль - еще одно уникальное захоронение. Останки девушки, юноши и маленького ребенка были обнаружены прямо в жилище…
В этом году ученым пришлось поломать голову не только над странным сундучком с костями и драгоценностями. Это же городище подарило археологам еще одну примечательную находку. Дело в том, что прямо на территории древнего поселения оказалось жилище гончара вместе с мастерской приличных размеров – с однокомнатную квартиру (около 30 кв. м.). Тут же был и горн, в котором обжигалась керамика.
- Таких горнов - несколько десятков в Юго-Восточной Европе, есть они и в Харьковской области. Но всегда подобные производства располагались за пределами городища. Считалось, что они пожароопасны, к тому же мастера таким образом хранили профессиональные секреты, да и поддерживали миф о своем общении с мистическими силами. В салтовской культуре (что соответствует древностям Хазарского каганата) на территории лесостепи от Днепра до Дона – это первый случай, чтобы мастерская гончара была в жилой зоне городища, - удивляется руководитель средневековой экспедиции Харьковского национального педуниверситета Владимир Колода.
Судя по размерам горна, гончар «выпекал» по 10 – 15 сосудов за один раз. Для нужд общины – вполне достаточно. Найденные в его жилище бронзовые браслеты и другие предметы говорят, что мастер явно не бедствовал. Хотя и в поле трудиться не отказывался.
- К сожалению, местное население то ли по незнанию, то ли из-за вредности сильно вредит нашей работе: насыпают здесь битой посуды, разрушают памятники, - сокрушается руководитель экспедиции.
Фото предоставлено Владимиром Колодой.