Народный артист Украины Богдан Козак: "Я не переехал в столицу потому, что мама категорически отказалась покидать Львов"

"Молодым не надо мешать ни в творчестве, ни в жизни"

Народный артист УССР Богдан Козак.

Даже в свои 73 Богдан Козак поражает безупречной аристократической внешностью, физической формой и интеллигентностью. Он не рвет цветов и не ломает веток, потому что и цветы, и деревья, по его убеждению, растут для всех и поэтому нельзя быть эгоистом по отношению к природе. Чем руководствуется академик театра в своей жизни, "Комсомолка" узнавала у него лично.

- Полстолетия на сцене, 170 ролей в спектаклях, огромный творческий опыт… Что, по вашему мнению, изменилось в театре со времен вашей молодости?

 - Театр - это живой организм, и каждое новое поколение привносит в него свой ритм, свое мироощущение. Это эволюционный путь.

Мое поколение пришло в театр в 60-е, во время хрущевской оттепели. Конечно же, мы отличались от наших заньковчанских корифеев, нам хотелось реванша, мы были смелее, над нами не довлел страх сталинских времен. Мы хотели правды, хотели возвратить украинский дух в творческих отношениях, общаться в театре на родном языке. И мы этого добились.

Нам было интересно работать еще и потому, что вокруг нас были настоящие творческие титаны, которые понимали и поддерживали нас - Домиан Козачковский, Надежда Доценко, Владимир Аркушенко, Владимир Данченко, Василий Яременко, Борис Тягно, Борис Романицкий, Алексей Риппо, блестящий режиссер Анатолий Роттенштейн.

Сейчас в театр пришла замечательная молодежь. Она многое может, но ей не надо мешать в самореализации. Если будут нужны наши советы, они сами придут, а давить на них не нужно.

"Меня всегда вела судьба"

- Богдан Николаевич, в свое время вас приглашали на работу в столичный театр. Почему вы не уехали?

- Причина очень проста - мама категорически отказалась переезжать из Львова в Киев. Там мне давали двухкомнатную квартиру, и даже был подписан приказ о моем переводе в киевский театр имени Ивана Франко. Это был 1978 год. Во Львове, даже будучи заслуженным артистом УССР и женатым, я все еще жил в театральном общежитии, то есть фактически в театре. Сначала, пока не был женат, ночевал в гримерке, а потом нам с Мартой (моей женой) дали в общежитии большую 39-метровую комнату.

Правда, совсем не жалею о том, что не поехал в Киев. Ведь все звания и награды получил во Львове, в родном городе. Более того, я сыграл во Львове все те роли, которых никогда бы не смог сыграть в Киеве.

- Что повлияло на выбор вашей профессии?

- Мои сценические задатки первыми увидели мои школьные учителя, за что я им очень благодарен. А после школы судьба как-то все время сводила меня с людьми, которые имели отношение к творчеству.

- Вам пришлось взрослеть в послевоенные годы, каким было ваше детство?

- Мое взросление пришлось на трудные годы. Мама работала на фабрике, а отец погиб в 1944-м, когда мне было всего четыре года. Ей пришлось поднимать меня одной. Помню, каждый раз, когда шел гулять на улицу, она всегда давала мне напутствие: "Богдане, поводься, щоб за тобою потім золоті верби не росли". Я рос в довольно неблагополучном "боевом" рабочем районе, на Богдана Хмельницкого. На этой улице у нас мамой была небольшая однокомнатная квартира. Я не был отличником, но учился хорошо и с удовольствием занимался спортом - легкой атлетикой, даже выступал за сборную "Трудовых резервов".

В детстве любил обедать в ресторане

- Помню, в детстве, по воскресеньям моя мама собирала всех родных - тетю, дядю, двоюродных братьев и мы шли обедать в ресторан "Москва". Дома в такие дни мы не готовили. А потом, после обеда, всей компанией прогуливались по Стрыйскому парку. Ну, а в военные годы, да и после войны, я часто проводил время у маминых родственников в селе. Надо было выживать, и меня отправляли туда, где это легче было сделать. Но это было такое счастье! Общаться с братьями и сестрами, пасти корову, купаться в речке, играть в футбол… С самых ранних лет у меня было обостренное чувство собственного достоинства, наверное, потому, что я не знал отца и защищать меня было некому.

А вот моя первая профессия, которую я получил, - слесарь по металлу. Работал, как все, на заводе.

- Как же вы решились так резко поменять свою судьбу и стать актером?

- Дело в том, что мне даже в училище встречались люди, имеющие отношение к искусству. Я пел, читал стихи и, пожалуй, это меня отличало от остальных. Со временем меня приняли в Клуб работников советской торговли. Здесь была неплохая самодеятельность. Причем мной занялись талантливые педагоги. В этом клубе я впервые познакомился и с прекрасным режиссером театра имени Марии Заньковецкой Владимиром Опанасенко, который и привел меня на учебу в студию при театре.

С женой познакомила поэзия Гарсиа Лорки

- Маме о том, что я учусь на артиста, не признавался. А когда она узнала, то все жалела меня, что я выбрал такую трудную стезю. Вот, мол, говорила она, твой двоюродный брат пришел с завода и голова у него свободна, а ты только сушишь голову над этими ролями.

Со второго курса я уже играл на сцене театра. Сначала это были роли героев-любовников. А потом уже более серьезные работы.

- Богдан Николаевич, как вы познакомились со своей женой и кто она по профессии?

- С Мартой нас тоже свели творческие интересы. Она училась в мединституте на фармацевтическом и организовала вечер, посвященный поэзии Гарсиа Лорки. На этот вечер меня пригласила ее подруга. Мне нравилась поэзия, а она читала стихи - так мы и познакомились. Потом Марта приходила в театр, и мы начали встречаться. Встречались четыре года, а потом поженились.

- Кто-то из ваших детей пошел по вашим стопам?

- Упаси боже! - восклицает Богдан Николаевич. - Они у меня имеют "нормальные" профессии, знают языки и хорошо образованы. Сын Назар преподает в Академии искусств, получил хорошее музыкальное образование, а дочь успешно работает в Киеве в иностранной компании, интересуется психологией, прекрасно владеет несколькими иностранными языками, когда-то серьезно занималась гимнастикой.

До сих пор во время отпуска все вместе выезжаем в Карпаты, собираемся у нас дома. Ведь дети давно живут отдельно.

- Не жалеете, что стали актером и всю свою жизнь отдали театру?

- Нет, ни о чем не жалею. Я люблю театр, потому что он - вся моя жизнь.

А еще был случай

Назло учительнице играл в волейбол

- Помню, как-то в школе у меня случился конфликт с учительницей. Я принципиально перестал ходить на ее уроки и демонстративно на школьной площадке играл в волейбол. Когда за такое поведение меня вызвал директор школы, он не кричал, не отчитывал меня, а как-то по-отцовски обнял за плечи и сказал: "Прежде, чем что-то сделать, нужно сосчитать до 25". Он сумел найти те слова, которые убедили меня в моей неправоте. И я нашел в себе силы не только извиниться перед учительницей, но и перед всем классом.

Справка "КП"

Богдан Козак родился 27 ноября 1940 года во Львове.

Народный артист УССР, украинский режиссер, педагог, лауреат национальной премии имени Тараса Шевченко, артист Национального театра имени Марии Заньковецкой, академик Академии искусств Украины, награжден правительственными наградами. В 1999 году возглавлял кафедру театрального и актерского мастерства в ЛНУ имени Ивана Франко. С 2004 года был деканом факультета культуры и искусств ЛНУ имени Ивана Франко, которым руководил 6 лет.

Сыграл 170 ролей, осуществил девять режиссерских постановок по произведениям Чехова, Ибсена, Лабиша и других авторов, снялся в восьми фильмах.

Женат, имеет взрослых сына и дочь, троих внуков.

 

Фото: личный архив.