Спустя пару дней после снежной катастрофы, которая обрушилась на Киев, стало ясно, все без исключения службы сработали отвратительно. Это уже признали даже первые лица государства. Спасатели не смогли скоординировать свою работу и вытащить людей из огромных пробок, коммунальщики были не в состоянии почистить снег, метро закрылось слишком рано, а ГАИ не смогла остановить поток фур, который во время снегопада хлынул в Киев. "Комсомолка" озадачилась вопросом: как чиновники обязаны были работать в условиях чрезвычайной ситуации? Возможно, создали бы штаб и руководили бы всем процессом?
Главные ошибки столичной власти:
1. Мэр лично должен был проверить готовность Киевавтодора к борьбе со стихией. Киевавтодор обязан был обеспечить вывод на дороги техники.
- В каждом районе есть дорожно-эксплуатационное управление, отвечающее за порядок на территории. Но оказалось, что бензина нет, солярки нет и в долг уже не давали. Мэр должен был срочно выделить деньги, чтобы заправить машины, - говорит бывший мэр Киева Иван Салий, - Киевавтодор - потребовать от мэра финансирований.
2. По мнению эксперта, у нас привычка сидеть сложа руки, пока снег не закончится, а потом расчищать дороги. В Европе это начинают делать сразу.
- Убирать снег с дорог должны были в пятницу с обеда. И не прекращать работы всю субботу.
3. Не дожидаясь указаний мэра, с началом снегопада ГАИ должна была остановить фуры под городом - в Василькове, Борисполе, как это делается, когда на Киев падает страшная жара.
- В режиме чрезвычайной ситуации ГАИ имела право принять такое решение. Но и Попов должен был дать такую команду в ГАИ, в управление транспорта.
4. Не учли то, что Киев имеет сложный ландшафт - крутые спуски и подъемы, которые парализуют движение, если их не почистить и не посыпать сразу. Еще один просчет - это мосты, которыми, по словам Салия, в Киеве практически никто не занимается.
- Кроме того, все время забывают, что кроме магистралей город имеет квартальные дороги. Нельзя рассчитывать только на физическую силу дворников. Давно нужно было закупить малогабаритную технику.
5. Что касается Государственной службы по чрезвычайным ситуациям, то она должна была не дожидаться, пока машины увязнут в снегу, а заставить другие службы и мэрию выполнить все вышеперечисленное, предупредить о последствиях стихии.
6. Еще одной ошибкой Иван Салий считает объявленный в понедельник выходной. В этот день нужно было мобилизовать, а не расслаблять город.
- Помимо того чтобы собрать все службы и дать им материальные ресурсы, мэр должен был собрать руководителей крупных предприятий, в том числе коммерческих, и обязать их выделить технику, как предусмотрено в условиях чрезвычайной ситуации, - говорит Иван Салий. - Необходимо было обязать провести уборку снега на самих предприятиях и прилегающих территориях.
7. В пятницу вечером метрополитен не продлил свою работу, хотя это с успехом делается во время футбольных матчей и массовых мероприятий.
- Метрополитен обязать был принять решение о продлении работы, позаботиться об этом должна была и мэрия.
А в это время на сайте Госслужбы по ЧС появилась интересная статистика. Если верить данным, в Киеве вовсе ничего не произошло. Пробки, заторы и замерзшие киевляне, которые до утра ждали помощи в своих машинах, не в счет.
- В Киеве объявили состояние ЧС, а в таблицу мы заносим именно чрезвычайные ситуации, - объяснили в Госслужбе по ЧС. - Если бы кто-то не дай бог погиб, это уже ЧС. Пробки такими не являются. Объявлять состояние ЧС - это прерогатива исключительно городских властей. Они ею и воспользовались.
КОМПЕТЕНТНО
- Достаточно было 8 - 10 звонков, чтобы механизм заработал, а уже потом можно было бы совещаться, - считает бывший мэр Киева Иван Салий. - В городе есть службы, есть районные администрации, есть множество чиновников, каждый из которых имеет зону ответственности. Прогноз Гидрометцентра был достаточно ясен, но, как всегда, рассчитывали, что "рассосется".
СКАЗАНО
Виктор БАЛОГА, экс-министр по чрезвычайным ситуациям о том, почему Киев оказался не готов к непогоде:
- А к чему мы вообще готовы? К строительству качественных дорог? К строительству мусороперерабатывающих заводов? К подаче качественной питьевой воды? К качественным коммунальным услугам? К уборке снега?
Надо купить для Киева 300 автомобилей снегоочистительных, 300 снегоуборочных. Это первое. И второе, главное: до тех пор, пока страной будут руководить советскими методами, будет такое отношение ко всему.
ГЛАС НАРОДА
"Комсомолка" спросила у киевлян, как они добирались на работу во вторник. На борьбу со снежным апокалипсисом у властей было пять дней.
Максим Иванов, инженер АТС:
- Живу на улице Курской. И если на работу на 8.00, то в сторону "Жулян" можно добраться без проблем. А вот отцу на работу на 9.00 и на Святошин. Вот он до "Шулявки" пешком шел, хоть и вышел из дому в 7 утра! Об остановках вообще молчу - их, кажется, с пятницы никто не расчищал.
Дарина Кушнир, студентка:
- До улицы Туполева с Пущи-Водицы выехала нормально (если можно так сказать, потому что в маршрутке стояла на одной ноге и не падала только потому, что некуда). А вот с конечной остановки троллейбуса №23 на метро "Сырец" ничего не ходило в принципе! Пришлось идти пешком до метро. Вместе с толпой шла прямо по дороге - тротуары никто не чистил.
Богдан Ципенюк, IT-специалист:
- Я столкнулся с проблемой парковок. Например, на пересечении бульвара Вернадского и улицы Семашко она засыпана снегом полностью. Никто ее не чистил, хотя берут 13 грн. с 17.00 до 8.00.
Евгений Литвинюк, студент:
- Вышел я вчера из дому на улице Академика Туполева с твердым намерением отправиться на метро "Святошин", чтобы приехать на пары. Но пришел на остановку, глянул на весь этот кошмар и пошел обратно домой. Доехать было нереально, маршрутки забиты, движение - только в одну сторону. Можно было пешком, но до "Нивок" все-таки далековато.
Карина Васисс, студентка:
- 40 минут стояла на остановке на Дарницком вокзале и еще 30 минут ехала до метро. Жесть! Дороги почистили, но трамвайные пути - нет, и получилось, что все пытались влезть в маршрутки. Это было ужасно - апокалипсис продолжается.