27 марта 1968 года в районе деревни Новоселово Владимирской области разбился самолет УТИ МиГ-15, пилотируемый Юрием Гагариным и инструктором Владимиром Серегиным.
Все, что касалось этой трагедии, сразу было засекречено. О гибели Гагарина и Серегина сообщили лишь 29 марта. Но официальные документы правительственной комиссии, созданной для расследования катастрофы, а также переписка по этому вопросу и постановления ЦК КПСС долго оставались на секретном хранении. Это порождало множество слухов. Сегодня мы можем изучить эти документы, хранящиеся в Архиве президента России и рассекреченные чуть менее двух лет назад, и рассказать читателям о малоизвестных подробностях трагедии.
"Настроение хорошее, жалоб нет"
Еще в середине 90-х летчик-космонавт Алексей Леонов рассказал мне одну историю.
- Юра погиб во вторник, а за несколько дней до этого, в субботу, мы с ним решили постричься. Делали мы это обычно в парикмахерской гостиницы "Юность", около стадиона "Лужники", у одного и того же мастера по имени Игорь. И когда я постригся, присел позади рабочего кресла и наблюдал за процессом.
У Юры на шее была крупная родинка, примерно полсантиметра в диаметре. И когда Игорь стал опасной бритвой подбривать ближе к шее, я ему говорю: "Смотри, самую красоту-то не сбрей случайно!" Он не обиделся, понимал, что я шучу, и буркнул в ответ: "Да знаю я, знаю"…
Часто, когда человек умирает, мы вспоминаем что-то символичное, необычное в его поведении. У Юры ничего такого не было, никаких там дурных предчувствий. Но по прошествии времени поведение парикмахера показалось мне не таким, как всегда. Обычно после стрижки он сметал волосы с пола и выбрасывал. А в ту субботу он Юрины локоны аккуратно собрал и положил в шкафчик.
Уже в первые дни после информационного сообщения о гибели Гагарина и Серегина появились слухи о том, что они вылетели с аэродрома в Жуковском в неадекватном состоянии. В документе, названном "Заключение и предложения правительственной комиссии по выяснению обстоятельств гибели летчика-космонавта Гагарина Ю. А. и инженера-полковника Серегина В. С.", датированном 4 сентября 1968 года, приведены основные показатели состояния здоровья Гагарина на утро 27 марта. "Предполетный медицинский осмотр проведен 27.03.1968. Жалоб во время осмотра не предъявлял. Самочувствие и настроение было хорошее. Температура тела 36,6. Частота пульса 64 удара в 1 минуту. АД - 120/70 мм рт. ст. 27.03.1968 в период 8.45 - 9.00 полковник Гагарин Ю. А. подвергался дополнительному осмотру. Жалоб не было".
Казалось бы, здоровье в порядке. Но возникают два вопроса. Во-первых, уж слишком показатели, занесенные в журнал, близки к идеальным. Во-вторых, зачем понадобился еще один осмотр? В том же документе говорится и об обследовании Серегина. И речь идет только об одном медосмотре…
И еще одна деталь. За 5 дней до полета Юрий Алексеевич проходил углубленный медосмотр и получил вердикт "годен к летной работе без ограничений". Но почему-то срок этой "годности" был определен всего в 2 месяца - до 22 мая 1968 года…
|
Чешский самолет
В заключении комиссии содержатся подробные данные о том, что за самолет был предоставлен Гагарину и Серегину для полета.
"Самолет УТИ МиГ-15 № 612739 изготовлен 19 марта 1956 г. заводом "Водоходы" ЧССР".
То есть делали самолет чехословацкие товарищи. Он выработал больше половины технического ресурса (оставалось еще 986 часов). Но вот двигатель был с некоторыми проблемами. В заключении комиссии отмечается, что за 533 часа работы он прошел 4 капремонта, а после последнего (январь 1967 года) ему был установлен ресурс в 100 часов. Остаток ресурса двигателя был всего 37 часов. К тому же он в межремонтные сроки дважды снимался из-за дефектов…
Несмотря на эти факты, комиссия констатировала, что в целом самолет имел достаточный ресурс и обслуживался по регламенту. Скорее всего, Гагарину выделили лучший из имевшихся в полку самолетов, а серьезных проблем у него не было, несмотря на то, что он был сделан за границей и достаточно много эксплуатировался. Единственным серьезным нарушением, допущенным во время подготовки к полету, было то, что от самолета не отцепили дополнительные баки для горючего. Они, кстати, сильно снижали возможности маневрирования…
Многие специалисты, в том числе и Леонов, считали, что виновником гибели Гагарина и Серегина был либо второй такой же самолет УТИ МиГ-15, который пилотировал майор Андреев (он вылетел через
3 минуты после Гагарина), либо Су-11, который в то же время пролетал в этом районе. Фамилия пилота этого сверхзвукового самолета долго была засекречена. Потом ее назвали: за штурвалом Су-11 был летчик по фамилии Кречетов. Чтобы поставить точку в этом вопросе, приведу данные о результатах эксперимента, проведенного в процессе расследования:
"Были проведены полеты двух самолетов, имитировавших полеты самолетов полковника Гагарина и майора Андреева... В процессе эксперимента пересечение самолетов на одной дальности не произошло".
В Летно-исследовательском институте Министерства авиационной промышленности было изучено воздействие звукового удара Су-11 на пролетающий самолет. Вывод был однозначен: ни УТИ МиГ-15 Андреева, ни пролетавший выше самолет Су-11 Кречетова не могли повлиять на УТИ МиГ-15 Гагарина и Серегина…
А был ли зонд?
Основной версией гибели Гагарина и Серегина комиссия назвала неожиданный маневр: "Наиболее вероятной причиной катастрофы является выполнение резкого маневра для отворота от шара-зонда".
Комиссия установила, что в день полета в зоне выполнения задания проводились запуски шаров-зондов. Например, в 10.02 Физический институт АН СССР выпустил радиозонд, который в 10.22 на высоте 3000 метров вошел в район испытательных полетов аэродрома "Чкаловский". Вышел он из этого района в 11.26 на высоте 16 000 метров. Теоретически он мог стать помехой самолету Гагарина и Серегина. В ходе расследования, кстати, выяснилось, что в районе места падения самолета было "значительное количество разрушенных радиозондов, радио-пилотов и шар-пилотов".
В последние годы в публикациях, посвященных гибели Гагарина, категорически отвергалось, что самолет мог врезаться в зонд. На самом деле, хотя комиссия и не считала такое столкновение основной версией, в документе она упоминается. Вот еще одна выдержка: "Около 60% остекления кабин самолета не найдено. Не исключена возможность разрушения остекления кабины и в воздухе вследствие возможного столкновения самолета с шаром-зондом".
Данных, которые подтверждали бы такое столкновение, у комиссии не было, но в те времена уровень экспертиз не всегда позволял сделать точные заключения о возможных воздействиях на самолеты в воздухе…
|
"Юры больше нет"
В гибель Гагарина поисковые команды и его товарищи-космонавты поверили не сразу. Я еще раз обращусь к рассказу Леонова о парикмахерской.
- Когда мы узнали, что самолет Гагарина и Серегина разбился, то сразу была организована поисковая операция. Я принимал участие в поисках, - рассказывает Алексей Архипович. - Около суток сохранялась надежда, что Юра сумел спастись. Что погиб Серегин, мы узнали почти сразу - был найден кусок его поврежденной куртки. Следов гибели Гагарина долго найти не удавалось. Через какое-то время нашли его бумажник. Но он, как мы надеялись, мог выпасть при катапультировании. Поиски в лесу шли весь день и всю ночь.
Только на следующее утро мы узнали страшную правду. И так случилось, что сообщить о ней пришлось мне. Все человеческие останки, даже самые маленькие, которые удалось собрать на месте гибели самолета, складывались в обычное эмалированное ведро зеленоватого цвета, и ими занимались эксперты-криминалисты. Когда мне на предмет опознания показали эти останки (ведро было почти полным), я увидел довольно большой лоскут кожи, по виду - часть плеча и шеи, - со знакомой родинкой. И тогда я понял: Юры больше нет…