Украинские циркачи, выступавшие в легендарном Cirque du Soleil и покорившие публику эксклюзивным номером, готовятся положить на лопатки Монте-Карло
В цирк приняли из-за общительности
Мечта каждого циркового артиста - попасть в канадский Cirque du Soleil. Воздушным гимнастам Дмитрию Григорову и Олесе Шульге это удалось. Артисты пять лет гастролировали по миру в интернациональной компании самых талантливых циркачей планеты.
- Попасть в «Цирк дю Солей», да еще с сольным номером - об этом любой артист может только мечтать, - говорит Дмитрий. - У нас сначала уехала Олеся - она профессиональная спортсменка, а руководство цирка отдает таким предпочтение.
- Ежегодно проводятся кастинги, - рассказывает Олеся. - Я прошла отбор, стажировку - и меня приняли. Причем при найме учитывали не только профессиональные качества, но и общительность, коммуникабельность - ведь в цирке работают люди всех национальностей. Через несколько лет пригласили и жену Димы, мою сестру Аллу. Мы с ней пару лет работали в одном номере. И только потом приехал Дима.
Вскоре руководство цирка предложило Олесе и Дмитрию поставить номер вместе.
Детей на работу не берут
С цирком артисты объездили почти весь мир.
- Только вот в Африке еще не были, - улыбается Дима.
По словам киевлян, больше всего их сначала поразила сама концепция шоу.
- В Cirque du Soleil нет манежа - только сцена, и номеров со зверями нет. Это больше напоминает феерическое шоу, - рассказывает Дмитрий.
Для артистов руководство цирка снимало отдельные апартаменты.
- Если ты семейный человек, то тебе полагается отдельная квартира, - говорит Олеся. - Если холостой, то могут подселить к кому-нибудь из артистов. Но только по обоюдному согласию.
- По мере накопления стажа у артистов появляются некие привилегии, - говорит Дима. - Это и улучшение жилищных условий, и повышение заработной платы.
- За что в цирке могут оштрафовать, а то и уволить?
- За прогул или опоздание без предупреждения и уважительных причин. Сначала артиста три раза письменно предупреждают, а если он не исправляется - увольняют. Был у нас такой случай, когда один артист шоу пропал на несколько дней, а когда вернулся, то остался без работы.
- Какое отношение там к украинским артистам?
- Очень хорошее: в цирке ценят таланты, а у нас в Украине их много… Из 56 человек в программе работают 25 русскоговорящих, и 13 из них - наши соотечественники, - говорит Дима. - Правда, у руководства другой взгляд на талант: например, ты можешь чего-то не уметь, но сделаешь корявое сальто с неповторимой мимикой, и они скажут, что это твоя изюминка. Или, наоборот, долгие годы будешь отрабатывать головокружительные номера, а понравится только какой-то элемент.
К слову, в «Цирке дю Солей» работают преимущественно взрослые артисты - детей в шоу стараются не брать - это связано с требованиями стран, куда циркачи ездят на гастроли, не использовать детский труд.
Полет под куполом без страховки
Номер, с которым Олеся и Дмитрий выступали, называли одним из самых красивых и оригинальных из ныне существующих.
- Он действительно очень оригинальный, - рассказывает артист. - Называется «Полет страсти»: мы показываем любовь мужчины и женщины под очень красивую музыку. Вроде бы все просто, но дело в том, что номер мы исполняем без лонжи (страховочного троса) - так и красивее, и на зрителей это впечатление производит. Номер нам помогала ставить знаменитый хореограф Дебби Браун - обладательница «Эмми».
- Дима держит меня… в зубах, - говорит Олеся. - Сначала он сам виснет на канате, а я у него как бы лежу в ногах. И Дима держит двойной вес в зубах. В общей сложности это 110 кг.
- Ого! Это ж какие зубы крепкие надо иметь!
- А у меня нет ни единой пломбы, - улыбается Дмитрий. - Но тут дело в практике - я этим давно уже занимаюсь.
На манеж упал как мешок
За несколько лет до триумфа в «Цирке дю Солей» Дмитрий пережил серьезную травму - во время одного из выступления на киевской арене он упал с 13-метровой высоты.
- С моей тогдашней партнершей мы уже заканчивали номер, и я стал спускаться по канату, - вспоминает артист. - Я даже не успел понять, что случилось. Как будто сон - падаю в темноту, а просыпаюсь от нашатырного спирта в медпункте с переломами обеих рук и ног. Как выяснилось позже, у меня рука скользнула по канату, и я упал.
Восстанавливался Дмитрий больше двух лет. Причем в первый раз кости срослись неправильно, и пришлось их заново ломать.
- Сначала я сам себе напоминал киборга, - смеется артист. - Мне вставили аппарат Елизарова, с помощью которого можно вернуть все кости на место.
- С такими травмами люди возвращаются на арену?
- Да, но таких людей немного. Однако мне помогал все время мой цирк. Я лежал в гостинице - тогда еще не было жилья в Киеве, ко мне постоянно приходили друзья. В общем, восстановился. Но, например, в пятке кости срослись неправильно, и будь я акробатом, то уже на арену не вышел бы. Повезло, что я - воздушный гимнаст. Главное, что зубы целы остались.
- Страшно было выходить на сцену впервые после падения?
- Я дал себе установку об этом не думать, просто стал осторожнее.
Наши в Монте-Карло
- В Cirque du Soleil работали легендарные артисты, такие как Слава Полунин (известный «Асисяй»), например. Вы с ним познакомились?
- Не успели, к тому времени он уже ушел из цирка и придумал свое шоу. Но в цирке работают многие звезды. Правда, зрителям их имена мало о чем говорят: ведь люди запоминают номер, а не фамилию артиста.
- Недавно вы ушли из Cirque du Soleil. Чем собираетесь заниматься дальше?
- Мечта любого артиста цирка - попасть в Монте-Карло на самый престижный фестиваль циркового искусства с сольным номером, - говорит Олеся. - Номер, который мы хотим показать, уже существует. Совсем недавно мы прошли кастинг, и нас пригласили в Монте-Карло в 2009 году. А до этого времени будем работать в других программах.
СПРАВКА «КП»
История «Цирка дю Солей» начинается в 1982 году, в квебекском городке Baie-Saint-Paul (Канада). В селении собирается множество артистов, художников и туристов. Группа молодых уличных актеров развлекает толпу жонглированием, танцами на ходулях и изрыганием огня. Вдохновленные явным успехом, они придумывают идею организации зрелищного фестиваля, что затем явилось предтечей возникновения «Цирка дю Солей». И его в 1984 году основывают с помощью правительства канадской провинции Квебек. У цирка появляется новаторская концепция: сплав драматического искусства и уличного представления. При этом цирк с самого начала отказался от использования животных в представлениях.