Сын летчика, посадившего вертолет на зоне: "Отец никогда не работал с клиентами напрямую"

"Комсомолка" узнала, сколько зарабатывал пилот, попавший в скандальную историю с заключенными, и что говорят о попытке побега сами зеки.

Евгений Зотов с сыном Дмитрием. Фото из семейного архива.

Хотя затея и не удалась, события в 49-й колонии усиленного режима на Кировоградщине остаются главной сенсацией и главной интригой недели. Напомним, 15 марта на футбольное поле колонии приземлился Robinson- 44, в который пытались усесться двое зеков. Бежать на вертолете заключенные в Украине решились впервые. Но в мире такой опыт уже использовался. В 1985 году из тюрьмы на бразильском острове улетел наркобарон Карлос дос Рейш Энкина. В 2002-м взмыли в воздух двое узников тюрьмы в Сан-Паулу. В марте 2012-го из вологодской тюрьмы на захваченном любовницей вертолете МЧС бежал убийца Алексей Шестаков. Положительные примеры у наших зеков были, но в нескольких моментах они просчитались. 
 
Это был коммерческий полет  
 
За штурвалом скандального Robinson- 44 был 45-летний киевлянин Евгений Зотов, на которого зарегистрирована фирма "Новая авиация Украины". Военный летчик, он летал штурманом на Ан-26, вышел на пенсию в 33 года, когда расформировали часть, а через несколько лет прошел подготовку в учебно-тренировочном центре "Авиатор" и получил свидетельство коммерческого пилота.
 
- Я хорошо знаю Евгения, он не имеет никакого отношения к этой авантюре, - говорит исполнительный директор "Авиатора" Олег Шербаков. 
 
В том, что Евгений стал жертвой заговорщиков, не сомневаются и его родные. "Комсомолка" встретилась с сыном Зотова.
 
- Мой отец всегда жил по законам офицерской чести, - говорит Дмитрий. - Самое ужасное, что все новости о нем мы с мамой узнаем из прессы. Когда звонили из прокуратуры Кировоградской области, сказали только, что отец задержан по подозрению в организации побега заключенных. А поговорить с ним самим не дали. У нас в доме проводили обыск. Сказали, что ищут "что-то", но что, мы так и не узнали. Из квартиры ничего не унесли. 
 
По словам сына, Евгений достаточно часто получал заказы на деловые полеты, прогулочные, туристические. Своей техники у него не было, и напрямую он с клиентами не связывался - только через фирмы, которые получали заказы, или через хозяев бортов. Они же и рассчитывались с пилотом.  
 
- Это был обычный коммерческий полет, - говорит Андрей Наумов, адвокат Зотова. - Вертолет принадлежал компании, которая получила заказ по телефону. Мой подзащитный взял официальное разрешение на полет, сообщил диспетчеру бортовой номер вертолета, маршрут и взлетел с частной площадки в Василькове под Киевом. Конечным пунктом был назван Кировоград. По дороге, как было оговорено, он подобрал пассажира. Летчик знал, что ему надо приземлиться на территории старой военной базы, чтобы забрать груз, но что "базой" окажется колония, а у пассажира будет автомат, конечно же, не догадывался. Бороться в воздухе с человеком, который приставляет к тебе дуло, бессмысленно. Поэтому он принял решение совершить посадку, где скажут, и там уже ориентироваться.
 
Размер соблазна
 
А теперь вспомним, как развивались события. Около 11 утра 16 марта маленький Robinson цвета темной бирюзы опустился на футбольное поле в одном из секторов суперстрогой зоны №49. Большинство гуляющих заключенных разинули рты, а потом помчались от греха подальше в корпус. Двое - полезли в салон. Через правозащитников в "Комсомолку" просочились впечатления непосредственных свидетелей сцены.
 
- Было несколько секунд замешательства, пилот мог попытаться завести мотор. Из барака выбежал Петя (один из зеков) и забрал у пассажира автомат. Летчик выбросил ключи и выскочил из кабины, крича: "Я заложник". Потом охрана стала кричать, что будут стрелять. Это искусственная ситуация, две недели назад нам намекали, что 49-ю скоро переломают, - написал в SMS один из заключенных. Зону забили сотрудники СБУ и УБОП.  
 
Как уже рассказывала "КП", организатором побега считают 41-летнего крымчанина. На 49-ю зону он попал с пятой судимостью за хакерские проделки. Хорошо подкованный компьютерщик, Дмитрий обобрал на миллион с лишним гривен фирму, которая доверила ему свою безопасность, и спрятал капитал. Невольные "кредиторы" не захотели ждать, пока мошенник будет отсиживаться, и стали предъявлять претензии его семье. По одной из версий, желание оградить жену и детей от опасности и стало мотивом для побега. В подельники Дмитрий взял 24-летнего Олега, уроженца Днепродзержинска. Хронический воришка и насильник якобы крупно проиграл Дмитрию в карты. Третьим соучастником стал отчим Олега - именно он заказал по телефону вертолет из Киева и приобрел сувенирное оружие - автомат со сбитым бойком. Такая игрушка сейчас продается в любом оружейном магазине, ее свободно можно заказать по Интернету за 2300 - 2700 гривен. От боевого оружия ничем автомат не отличим. 
 
Адвокат Зотова говорит, что летчик не получал денег. Отчим насильника, как удалось узнать "КП", дает показания, что передал пилоту $6500. Большой ли соблазн? За один час полета Евгений получал от работодателей $500. А рисковал в случае провала операции всем - свободой, семьей, репутацией и доходами. 
 
Тем не менее Зотов заключен под стражу сроком на два месяца. С ним, как и с другими подозреваемыми, работают следователи Кировоградской прокуратуры.
 
Бежать должен был только один?
 
Государственная пенитенциарная служба и прокуратура все еще выясняют, кто из сотрудников колонии мог быть причастен к побегу. Тем временем сами заключенные уверены, что о плане их надзиратели наверняка были уведомлены и содействовали заговорщикам. Зек-миллионер вполне мог оплатить не только вертолет, но и молчание тюремщиков. 
 
Также сидельцы делятся версией, что на самом деле бежать должен был только один Дмитрий, у которого на воле был интерес. Олег увязался за ним из страха, что, если он останется, его "запрессуют" на зоне, а то и убьют, чтобы не вышла наружу вся правда. Дмитрий якобы даже пытался вытолкнуть Олега из вертолета, чем продлил заминку.
 
 
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА 
 
Подвел страх высоты 
 
Замысел бежать из тюрьмы на вертолете эффектный и вовсе не безумный. Передвижение легкомоторных летательных аппаратов сейчас отслеживается не строго. 
 
- Раньше заявку на полет надо было делать в письменной форме. Сегодня можно в устной, а некоторые не делают вообще, - рассказал "КП" авиатор Олег Широчеженко. - Пилот не обязан регулярно докладывать о своем передвижении диспетчеру. Если он отклонится от курса, на земле об этом могут и не узнать. Тревогу забьют, только если аппарат окажется вблизи стратегических объектов - атомной станции, большой плотины, то есть в зоне угрозы терроризма.  
 
По мнению эксперта, беглецов подвела трусость.
 
- Если бы с вертолета на территорию колонии сбросили трос или трап, заключенные смогли бы спокойно улететь, как это было в Вологде. И никто бы не успел помешать. Вероятно, заговорщики боялись высоты или не имели достаточную физическую подготовку, чтобы подняться по трапу. Сажать аппарат на землю внутри зоны - это глупо, стопроцентный провал.
 
К слову, после бегства Алексея Шестакова из вологодской тюрьмы (март прошлого года), пилота вертолета сразу признали невиновным. А похитителей зека судили не только за организацию побега, но и захват воздушного судна.