От кипрского кризиса может выиграть Украина

Киприоты избежали "стрижки" депозитов, но без помощи извне стране не избежать дефолта.

Пока кипрский парламент решал, вводить ли налог на банковские вклады, у его стен шумел митинг. Фото: globallookpress.com.

МЕЖДУ МОСКВОЙ И БЕРЛИНОМ
 
Голосование по вопросу введения налога на депозиты на Кипре проходило под шум непрекращающихся акций протеста. Наверное, именно поэтому ни один из депутатов не рискнул принять на себя народный гнев. Парламент единодушно проголосовал против введения налога на депозиты. Фактически это означает, что страна не согласилась на предложенный Германией план спасения экономики, согласно которому 10 млрд евро предоставлялось Европой, а 6 миллиардов нужно было состричь с банковских депозитов. В такой ситуации местным чиновникам не осталось ничего другого, как обратить свой взор на Восток. Министру финансов Кипра пришлось отправиться на переговоры в Москву. Поговаривают, что перед этим чиновник так не хотел ехать в Белокаменную, что даже подал в отставку. Но премьер обязал его нести этот крест до конца. Правда, вчерашние переговоры закончились пока ничем. Кипр оказался зажат между Западом и Востоком и не понятно, куда он повернет.
 
- Все знают, что политика Москвы направлена на усиление своего влияния в других странах, - говорит экономист Александр Охрименко. - Там понимают, что если Кипр возьмет кредит у ЕС, то российское влияние на эту страну будет ослаблено. Поэтому Россия может пойти навстречу этой стране и помочь ей решить свои финансовые проблемы. С другой стороны, Германия выступает за то, чтобы экономика еврозоны работала по единым правилам, что подразумевает изменение офшорного статуса Кипра. 
 
Интересно, что от этого противостояния может выиграть Украина. Ведь до сих пор Германия при спорах нашей страны и северной соседки лоббировала российские интересы.
 
- Возможно, мы сможем увидеть, как Россия поссорится с ЕС и со своим давним другом Германией, - считает Управляющий парт­нер инвесткомпании "Капитал Таймс" Эрик Найман. - Это может быть хорошо для Украины, которая в последние годы, еще начиная с первой газовой войны, была заложником дружбы Москвы и Берлина.
 
ЧТО ДАЛЬШЕ?
 
Между тем отказ кипрского парламента от налогообложения депозитов не решает главной проблемы. Да и после таких заявлений вкладчики банков только и ждут, чтоб те открылись - тут же побегут снимать свои кровные или переводить их в другие страны. 
 
- Судьба Кипра по-прежнему находится в руках внешних кредиторов, и пока что остров идет прямиком к дефолту, - продолжает Эрик Найман. - Еще больше осложняют ситуацию введенные центральным банком Кипра банковские каникулы. И теперь кипрские банки будут отдыхать до тех пор, пока либо все-таки налог на банковские депозиты не будет введен. Либо Кипр пойдет на дефолт, либо будет найден другой выход из этого тупика.
 
Александр Охрименко считает, что в том или ином виде закон по "раскулачиванию" вкладчиков все равно будет принят.
 
- Не исключаю, что появится мораторий на снятие вкладов, а налог будет распространяться только на прибыль от депозитов, - говорит эксперт. - Возможно, и другие страны Европы пойдут по этому пути, ужесточая условия для вкладчиков и вводя налоги на депозиты. То есть Кипр станет первой ласточкой грядущих изменений. Дальше будет Греция, Испания, Португалия.
 
Несмотря на такие мрачные прогнозы относительно будущего этой страны, европейская пресса все-таки верит, что отказ парламента голосовать - это всего лишь проверка Германии "на слабо". В конечном счете, скорее всего, самая сильная экономика еврозоны не допустит выхода Кипра из нее, чтобы не создавать прецедент.
 
ВОПРОС РЕБРОМ 
 
Начало конца еврозоны?
 
В американской прессе ситуацию на Кипре уже сравнивают с банкротством Lehman Brothers, с которого начался мировой финансовый кризис 2008 года. Вот кипрские банки могут сыграть такую же роль катализатора для развала еврозоны.
 
- Принято парламентом Кипра решение по вкладам или не принято - последствия все равно будут нехорошие, - считает экономист Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании ФБК. - Пагубность ситуации в том, что возможность такого решения вообще была озвучена. А это означает: с Кипра и других проблемных стран еврозоны надо бежать. Компании и граждане будут выводить капиталы, продавать недвижимость. И это, безусловно, мощный стимул для углубления кризиса в еврозоне. Я бы сейчас дал больше 50% за то, что она развалится. Теперь уже очевидно, что мировой кризис никуда не делся и надо проходить через тяжелые реформы - спекулятивная модель экономики себя изжила.
 
В ТЕМУ 
 
Взгляд изнутри 
 
Пока эксперты говорят о возможном дефолте островного государства, мы решили послушать, что думают об этой ситуации местные граждане, выходцы из стран бывшего СССР.
 
"Мы шли к этому давно, - пишет один из участников форума русскоговорящих киприотов, представившийся Александром. - Ситуация на рынке недвижимости напоминает пузырь с тюльпанами в средневековой Голландии. Цены росли, за счет этого и жили все местные. Все только и делали, что строили жилье и впаривали его иностранцам, а когда спрос упал, то оказалось, что экономика страны фактически ничего не производит. Мы экспортируем товаров на 1,5 миллиарда, а покупаем на 7,5 миллиарда. То есть на 6 миллиардов нас кто-то должен спонсировать. Вот и получается, что нужно затягивать пояса. Местные привыкли к высоким доходам и не хотят понимать, что в той же Польше, где средняя зарплата около 700 евро, находится множество предприятий, которые производят материальную продукцию. У нас же клепали дома "на коленке" и хотели всегда продавать их за сотни тысяч евро. А сейчас оказалось, что Кипр - это всего лишь аграрно-туристическая страна, где уровень жизни в целом не должен быть слишком уж высоким. 
 
Кстати, некоторые бывшие наши с ностальгией вспоминают времена, когда страна еще не вошла в ЕС и была обычной тихой провинцией на задворках Европы".
 
"В 2005 году я приехал на этот остров, посетив до этого десятки стран, - пишет еще один пользователь форума киприотов. - Я был поражен неспешным течением жизни, когда все друг друга знают, а дома и машины не закрывались. В те времена продукты были местными и свежими, все стоило копейки. Одна ошибка политиков, которые втянулись в эту аферу с евро, - и, как видим, страна начала скатываться в пропасть. Сегодня мы имеем то, что имеем".