Какие авто попадают под пошлины
Согласно правительственному постановлению, с 13 апреля при импорте автомобилей компании будут вынуждены платить дополнительный налог, который, по мнению чиновников, должен сделать украинские машины более конкурентоспособными по сравнению с иномарками. Точнее, машины, собранные на украинских предприятиях, ведь последняя модель, полностью разработанная в Украине, называлась ЗАЗ "Славута" и уже несколько лет снята с производства. По решению Межведомственной комиссии по международной торговле сроком на 3 года вводятся дополнительные специальные пошлины на машины не украинской сборки. Согласно этому документу, при импорте автомобилей с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и рабочим объемом цилиндров от 1000 см3 до 2200 см3 импортеры будут уплачивать дополнительные пошлины:
- авто с двигателями от 1000 см3 до 1500 см3 - 6,46%;
- авто с двигателями от 1500 см3 до 2200 см3 - 12,95%.
Самый важный момент в этой формулировке заключается в том, что "двигатель внутреннего сгорания с искровым зажиганием" - это исключительно бензиновый мотор. То есть дизельные автомобили под действие пошлин не подпадают.
На сколько вырастут цены
Несмотря на то что премьер-министр Украины Николай Азаров предложил импортерам уменьшить свои затраты и благодаря этому не поднимать цены, сами продавцы импортных автомобилей уверены, что цены вырастут.
- Под действие специальных защитных мер подпадают все новые автомобили с бензиновым двигателем объемом от 1 до 2,2 л, - говорит генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко. - Это приведет к подорожанию иномарок с объемом двигателя 1000-15000 см3 почти на 7,8 %, а иномарок с объемом двигателя 1500-2200 см3 - на 15,6 %. Ведь кроме самой пошлины покупатель еще платит и НДС на нее.
Несложно подсчитать, что если сейчас в Украину начали массово завозить автомобили европейских производителей по цене в 105 тысяч гривен за базовую модель с мотором 1,6 литра и за 125 тысяч продают уже более-менее нафаршированную комплектацию, то они вырастут в цене до 122 и 144 тысяч гривен соответственно.
Как быстро подорожают машины
То, что пошлина вводится с 13 апреля, еще не значит, что и цены тут же вырастут. Импортеры говорят, что их складских запасов хватит на 3 месяца. При этом они постараются активизировать ввоз автомобилей в ближайшие недели по старым пошлинам.
- В течение месяца импортеры постараются максимально завезти иномарки по старым пошлинам, а после 13 апреля попросту перестанут их импортировать, - говорит Олег Назаренко. - В 2009 году импортерам удалось не завозить машины полгода.
Какие модели не должны дорожать
По идее, не должны поменяться цены на все дизельные авто и машины отечественной сборки. Согласно официальным данным, в Украине производится достаточное количество моделей автомобилей. Правда, большинство из них принадлежит к бюджетным моделям в своем классе (см. КСТАТИ). Разве что продукция "Еврокара" относится к более дорогому сегменту.
После подорожания иномарок все эти модели, с одной стороны, станут более привлекательными для покупателя, однако импортеры предполагают, что цены на эти авто тоже могут вырасти, как это было в прошлые разы.
Украинцы перейдут на дизель
Еще одним последствием введения налога на бензиновые иномарки может стать изменение потребительских предпочтений украинцев. Не исключено, что многие пересядут с бензиновых моделей на дизельные авто.
Как говорят специалисты, при нынешних ценах на одинаковые комплектации машины с бензиновым мотором стоят существенно дешевле своих традиционных собратьев. Даже притом, что расход топлива в бензиновых моторах значительно выше, окупаемость дизелей начинается при пробегах свыше 80 тысяч километров.
Однако теперь все может измениться. Давайте разберемся с ценообразованием на фоне одной из самых популярных бюджетных моделей Logan. Его самая простая бензиновая версия с двигателем 1,6 литра продается от 105 тысяч гривен, дизельный аналог - за 115 тысяч гривен. После подорожания цена бензиновой модели перевалит за 120 тысяч гривен, а дизельная версия останется на том же уровне. Выбор потребителей будет очевидным.
Правда, импортеры говорят, что им будет сложно изменить структуру поставок автомобилей в Украину. Ведь заказы на машины делаются заранее. Однако со временем они собираются переориентироваться именно на дизельные версии автомобилей.