В зал для встречи с журналистами Кочнева буквально вбежала - бодрая и жизнерадостная. Видимых синяков и ссадин, которыми могли бы наградить девушку ее захватчики за пять месяцев плена, на ней незаметно.
- Меня всего два раза ударили резиновым шлангом и то легко, чтобы напугать, - говорит Анхар.
На вопрос, как ей удалось не пасть духом, сидя взаперти, под присмотром вооруженных людей, Кочнева дает неожиданный ответ:
- Страх - разрушающее чувство, я не боялась. Когда однажды поняла, что теряю память, начала вспоминать стихотворения, песни - записывала их в ноутбук.
Чтобы не терять форму, понемногу делала зарядку. А еще завела себе "домашних" животных - мышей. Подкармливала их хлебом. Был момент, правда, когда я подумала о суициде. Но не от отчаяния, а чтобы бандиты уже не смогли требовать за меня деньги, которые потом пошли бы на оружие и убийства.
Видео Олега Терещенко.
- Я могла сбежать из плена в любое время - дверь моей комнаты на ключ не запирали, охранники спали до обеда, - удивляет Кочнева. - Но за пределами дома, где меня держали, я боялась встретить других бандитов. Они могли бы меня избить или даже убить. К тому же силы были на исходе - иногда меня держали на хлебе и воде. Впрочем, бандиты и сами часто сидели на голодном пайке.
Историю своего побега Анхар пересказывает с легкостью и в деталях: из дома вышла на рассвете, предусмотрительно смазав скрипучие двери маслом, затем прошла мимо мирно попивающих чай охранников, после чего отправилась на север - туда, откуда стреляла сирийская армия.
- Ноутбук я спрятала на животе, чтобы его не нашли при проверке сумки. Прихватила с собой бидон для молока, чтобы смахивать на мирную беженку. Таких там много. Дорога увела меня в другую сторону, но в итоге я спаслась.
- Анхар, переговоры о вашем освобождении породили много слухов вокруг бездействия украинских дипломатов…
- А ничего и нельзя было сделать. Мои похитители все время меняли планы - сначала хотели обменять меня на заключенных, затем на гуманитарку, потом за выкуп. Насчет денег я была категорически против - жить и знать, что из-за тебя купили фургон оружия, из которого убьют людей, неприятно. В общем, другой возможности спастись, как только сбежать, у меня не было.
Планы Кочневой на ближайшее время - весьма смелые. Она вернется в Сирию, хотя знает - там будут ее искать и пытаться отомстить. Своим дерзким побегом она подпортила реноме сирийской оппозиции.
- Менять свою жизнь кардинально в Дамаске не буду, - говорит Анхар. - Но стану осторожнее - лишний раз за хлебом в магазин не пойду. Я - свободный блогер. И как и раньше, буду освещать события, которые происходят здесь.
- А мести не боитесь? Хотя бы по отношению к родным. У вас же маленькая дочь.
- Они их не достанут! - уверена Кочнева.
На вопрос о том, не хочет ли Анхар получить сирийское гражданство, журналистка мечтательно ответила, что, может быть, через много лет ей предложат местный паспорт.
- А вообще считаю, что несколько гражданств - не грех. Чем больше паспортов, тем лучше!
КСТАТИ
Есть ли в Сирии украинское оружие?
Анхар Кочнева также сказала, что до нее доходили слухи о наличии украинского оружия у сирийских повстанцев. Журналистка слышала, что Саудовская Аравия и Катар якобы закупают у Украины боеприпасы для танков, захваченных сирийской оппозицией у правительственных войск. Кочнева сослалась на некую внутреннюю информацию от сирийских военных. По ее словам, арабские посредники покупают вооружение на миллионы долларов.
Напомним, слухи о "серых" поставках украинского оружия в Сирию появились в октябре прошлого года. Тогда журналисты BBC обнаружили в распоряжении боевиков как минимум три ящика с военным грузом из Украины. Однако в МИД эти обвинения опровергли, заявив, что Украина вообще не поставляла в Сирию никаких товаров.
- Украина строго соблюдает свои международные обязательства в сфере передачи товаров военного предназначения, - прокомментировали тогда в МИД.