Идея увековечения памяти умершего ровно 60 лет назад Иосифа Сталина появилась еще до его физической кончины. Члены президиума ЦК уже 2 марта знали о фактически необратимом характере его болезни. И поэтому опубликованное 7 марта постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о создании памятника вечной славы великих людей советской страны было вполне ожидаемым событием: "В целях увековечения памяти великих вождей Владимира Ильича Ленина и Иосифа Виссарионовича Сталина, а также выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, захороненных на Красной площади у Кремлевской стены, соорудить в Москве монументальное здание - памятник вечной славы великих людей Советской страны.
По окончании сооружения пантеона перенести в него саркофаг с телом В. И. Ленина и саркофаг с телом И. В. Сталина, а также останки выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, захороненных у Кремлевской стены, и открыть доступ в пантеон для широких масс трудящихся".
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ЗА 300 МИЛЛИОНОВ
Жители юго-запада столицы и не подозревают сейчас, что они могли бы жить в районе с гордым названием "Памяти товарища Сталина". Постройка его на территории, ограниченной со стороны центра Москвой-рекой, слева - Ленинским проспектом, справа - Мосфильмовской улицей и на западе - улицей Лобачевского, была предложена Георгию Маленкову, сменившему Сталина на посту председателя Совета Министров СССР уже весной 1953 года. За пять лет - к 80-й годовщине со дня рождения Иосифа Виссарионовича - планировалось построить сталинскую академию общественных наук, музей "вождя народов", стадион вместимостью 400 тысяч человек, жилые районы и самую современную инфраструктуру. Строиться все должно было на века и стать своего рода "выставкой достижений народного хозяйства".
Переименований тоже предлагалось множество. Например, Советскую армию хотели назвать Сталинской. Ленинградский проспект и Ленинградское шоссе в Москве должны были стать проспектом Сталина, а Грузия вообще - Сталинской ССР. И это все несмотря на то, что уже существовали города Сталинград (Волгоград), Сталин (Донецк), Сталинабад (Душанбе), Сталиногорск (Новомосковск) и другие населенные пункты поменьше...
Фантазия советских граждан была поистине беспредельна. Существует несколько вариантов готовившегося к выпуску ордена Сталина, именем вождя готовы были назвать все - от автомобилей до ракет, от деревень до мегаполисов. Но во многих случаях здравый смысл все-таки брал верх.
Однако сталинский пантеон в соответствии с постановлением ЦК и Совмина готовились построить по-взрослому. Существуют даже проекты этого сооружения для постройки как в Кремле, так и вне его, например на месте ГУМа или на том же юго-западе. Представляете себе, район "Памяти товарища Сталина", Московский университет имени Сталина, да еще пантеон Сталина!
Последний, как мне представляется, не построили по двум причинам. Во-первых, с приходом к реальной власти Хрущева инициативы по "увековечению памяти вождя" поутихли. Во-вторых, тратить из казны около 300 миллионов рублей на пантеон и в сто раз больше на возведение района сочли слишком расточительным.
А НЕ СХОДИТЬ ЛИ НАМ В МУЗЕЙ?
Руки дошли только до создания музея. Передо мной выписка из протокола № 17 заседания Президиума ЦК КПСС от 18 июля 1953 года ("Строго секретно"). В основном выписка касается возобновления работы филиала музея Ленина в "Горках Ленинских". А вот второй пункт гласит: "Организовать на подмосковной даче, где жил и работал И. В. Сталин, музей". Предложения по организации музея надлежало представить в ЦК КПСС до 1 августа.
Легко сказать - "представить предложения"! Берия, который считался лидером в "тройке", сформировавшейся после смерти вождя (в нее входили также Маленков и Хрущев), сделал все, чтобы "замести следы". Еще до похорон началось изъятие находившихся на Ближней даче архивов, документов, книг, вещей и даже мебели. К концу марта сталинское жилище опустело, охрана была расформирована, а саму дачу передали на баланс Минздрава с целью разместить на ее территории детский санаторий имени Сталина. Но в июле Берия арестовали, и через три недели появилась упомянутая нами выписка.
2 сентября 1953 года вышло постановление секретариата ЦК КПСС, которое одобрило предложения по созданию музея в главном доме на даче в Волынском и утвердило штат сотрудников в количестве 40 (!) человек с общей зарплатой 29 200 рублей в месяц.
Работникам Музея Ленина и бывшим сотрудникам сталинской охраны понадобилось приложить немало усилий, чтобы вернуть на Ближнюю дачу вывезенную мебель и расставить ее приблизительно так же, как и при жизни генералиссимуса. Была привезена часть подарков к 70-летию Кобы, но архив, книги, документы, даже пластинки с пометками вождя остались на секретном хранении.
Музей Сталина, как и было определено постановлением, принял первых посетителей в ноябре 1953 года. Как мне рассказали сотрудники кунцевской дачи (она до сих пор является объектом Федеральной службы охраны), посещали музей в период с ноября 1953 года по февраль 1956 года только организованные группы слушателей Высшей партийной школы и московского партактива. В декабре 1955 года на даче побывала Светлана Сталина, которая отметила отсутствие некоторых личных вещей вождя (они находились в Кремле). Но для широкой публики "очаг культуры" так и не заработал. Сразу после ХХ съезда КПСС все работы по комплектованию музея были прекращены, и в апреле 1956 года объект стал спецдачей ЦК КПСС.
В 1990 году дачу Сталина вернули в ведение 9-го управления КГБ, и она получила название "Волынское-1". Усилиями Федеральной службы охраны она была доукомплектована и личными вещами Сталина, и их аналогами (например, книгами и телефонами) и в настоящее время уже похожа на реальный музей, в котором время от времени проводятся экскурсии…
|
НОВЫЕ ПОПЫТКИ
Попытки увековечения памяти Сталина продолжались и после ХХ съезда КПСС, который "разоблачил культ личности", и после ХХII съезда, принявшего решение вынести Сталина из Мавзолея (в 1961 - 1963 годах было демонтировано большинство памятников Сталину в СССР). В Российском государственном архиве социально-политической истории хранится письмо группы рабочих тульского оборонного завода № 539, написанное в октябре 1967 года: "Дорогой наш Председатель Совета Министров тов. Косыгин А. Н.! Мы, коммунисты с 1924 года, были на выставке в Москве и ходили в Мавзолей В. И. Ленина. Когда мы вышли... и увидели могилу И. В. Сталина, были поражены, какая его могила - все похоронены как деятели, а на могиле И. В. Сталина даже нет ограды и нет монумента, не заслужил… Стыдно вам, тов. Косыгин А. Н., что так поступили с И. В. Сталиным... Мы просим Вас поставить на его могилу монумент..."
Самое интересное, что это письмо и другие "пожелания трудящихся" вызвали реакцию, и в 1970 году на сталинской могиле был установлен памятник работы скульптора Николая Томского...
А попытки все нового "увековечения" продолжались с интервалом в 10 - 15 лет. В 1984 году планировалось вернуть Волгограду имя "вождя народов", такую же инициативу коммунисты проявили в 1999-м, а последние сообщения о возможном переименовании города в Сталинград появились в прессе несколько месяцев назад. История со Сталиным еще совсем далека от завершения…
Редакция благодарит Российский государственный архив социально-политической истории за помощь в подготовке материала.