Михаила Кононова привела к болезни трагическая любовь

О своей личной драме актер поведал корреспонденту «КП» незадолго до смерти

О своей личной драме актер поведал корреспонденту «КП» незадолго до смерти

Ушел из жизни замечательный артист Михаил Иванович Кононов («Большая перемена», «Начальник Чукотки»), с которым я не один год была дружна - мы созванивались, я приходила к нему в гости. Когда пять лет назад пришло известие, что Кононов стал отшельником и поселился в сельской глубинке, мы, корреспонденты «КП», одними из первых разыскали его в деревне Бутырки, где он купил себе дом и жил с супругой. С тех пор мы и подружились с Михаилом Ивановичем. Когда год назад режиссер Глеб Панфилов собирался снимать фильм «В круге первом» по Солженицыну, его ассистентка по актерам именно у меня нашла контактные данные Кононова - даже на «Мосфильме» потеряли этого знаменитого артиста! У Панфилова Кононов великолепно сыграл свою последнюю роль. А меня он посвятил в свою тайну - рассказал о последней трагической любви к девушке, к которой поначалу он относился как к дочери. Елена собиралась отобрать у артиста его столичную квартиру, и только вмешательство супруги спасло семью от разорения.

 Жена Михаила Ивановича тоже поведала мне историю мужа, но тогда публиковать ее я не стала, опасаясь причинить семье лишнюю боль. Однако сам Кононов рассказал мне, что включит эту историю в сценарий своего будущего фильма, который мечтал сам снять, и в свои мемуары, которые писал. Теперь, вероятно, завершать их будет жена Наталья Павловна, для которой «дорогой Мишенька» был самой большой и единственной любовью... Именно она вытаскивала мужа из глубокой депрессии и тяжелых болезней, которые обрушились на Кононова после предательства Леночки...

Встреча

В 1994 году Михаил Иванович Кононов решил организовать свою театр-студию. На прослушивание в Дом культуры к нему пришла 18-летняя москвичка Лена. Она принесла на суд мэтра свой рассказ о девочке, попавшей в криминальную среду. Кононова история зацепила. Предложил Лене писать сценарий фильма.

У девушки горели глаза, она мечтала быть артисткой, и Кононов взял ее в ученицы. Позже он привел ее в свой дом, познакомил с женой. Супруга Наталья Павловна была уже наслышана про Лену с «божьей искрой»... К сожалению, с театром-студией у Кононова ничего не вышло. Но расстаться с Леной актер, у которого никогда не было детей, уже не мог. Она училась на вечернем в Историко-архивном институте, а по вечерам брала уроки актерского мастерства. Михаил Иванович часами рассказывал ей о своей профессии. Наталья Павловна тоже радовалась, глядя на помолодевшего мужа. Она к тому времени перенесла две операции и поселилась в деревне на природе. На выходные муж привозил к ней из Москвы свою воспитанницу.

Маме Лены (отец от них ушел) не нравилась дружба дочери с пожилым актером. Но Лена приросла к этой семье - оставалась у Кононовых на выходные, помогала по хозяйству...

Опека

Когда сценарий фильма был готов, Михаил Иванович начал искать деньги для съемок, а Лена готовилась к роли главной героини. Параллельно Кононов снимал с ней теленовеллы, которые показали по центральным каналам. Но на телевидении Лену не приняли, денег на фильм так и не нашлось, а Леночке хотелось встать на ноги. Тогда Кононов через знакомых помог ей устроиться в московскую фирму. Лена окончила курсы менеджмента, подучила английский. И переехала жить в двухкомнатную квартиру Кононовых по улице Академика Королева. С мамой у Лены были напряженные отношения, и Михаил Иванович стал советоваться с супругой: может, прописать Лену в их квартире? Для этого Лена оформила опеку над актером, заключив с ним официальный договор.

Наталья Павловна согласилась - даже хорошо, что за мужем в городе кто-то ухаживает. Но мама Лены так ополчилась против Кононова, что даже ходила в Гильдию актеров с требованием оградить ее дочь от приставаний старого актера.

«Да она мне как дочь!» - вспыхивал тот.

Лена продолжала работать и вести хозяйство у актера, который к тому времени уже вышел на пенсию. Но попыток вернуться в искусство и пристроить туда Лену не прекращал. Так прошло семь лет. Сейчас никто не скажет, какие чувства у Кононова перевешивали. Поговаривали, он романтически полюбил воспитанницу, все мечтал поставить их сценарий и не заметил, как ученица превратилась в бизнес-леди с железной хваткой. На работе ее повысили в должности, у нее появились молодые состоятельные поклонники. И постепенно стареющий и брюзжащий Михаил Иванович, видимо, стал ее напрягать. А он за годы общения так привязался к Лене, что продолжал видеть в ней будущую артистку. И не хотел верить, что уже ей не нужен.

- Миша в ней души не чаял, - рассказывала Наталья Павловна. - А она, пока была юной, неустроенной, мы были ей нужны. А потом решила квартиру нашу отнять...

Предательство

Михаил Иванович сказал нам, что сам принял решение переехать в деревню и оставить квартиру в Москве, потому что «жить там стало небезопасно». Рассказывал о том, что стал жертвой нападения - зашел в квартиру, почувствовал резкий запах и отрубился... Он был уверен, что кто-то сзади накинул ему на рот платок, смоченный каким-то дурманящим веществом... Сколько времени пролежал без сознания, он не помнит. «Скорая» увезла его в больницу, где Кононов провел несколько месяцев. Потом было еще одно нападение, о котором актер рассказывать не захотел, только сказал, что знает, кто посылал к нему бандитов. «Вот поправлюсь и напишу заявление в милицию!» - говорил он. Но так и не собрался или не захотел? Он перенес инфаркт и получил инвалидность.

- Я для нее старался, все думал, ей искусство нужно, а ей-то, оказывается, моя квартира была нужна, - с болью говорил Михаил Иванович, горько улыбаясь.

Кононов был убежден, что подписывает с Леной договор опеки, но выяснилось, что это был договор ренты и право распоряжаться квартирой переходило к Лене.

- Я об этом узнала самая последняя и стала бороться. Ведь у нас не осталось никаких накоплений, одна пенсия, - рассказывала жена Наталья Павловна. Она полгода каждый день ездила в столицу, ходила по инстанциям и требовала дать обратный ход документу. Михаил Иванович с сердечным приступом слег в больницу.

- Лена знала, что на Мишу сможет оказать давление, а со мной лучше не спорить. Я заставила Лену написать на меня доверенность и отвоевала квартиру. Потом мы с Мишей продали ее. Но я так измоталась, что попала в больницу с депрессией. И Миша не простил предательства - заболел. И с тех пор - из больницы в больницу.

Развязка

Михаил Иванович понемногу выкарабкивался из «шоковой бездны». Увлекся написанием повести, прототип главной героини - Лена. Вроде бы в финале повести, по задумке автора, героиня должна оказаться в притоне. Но в жизни Лена замечательно устроилась.

Я разыскала ее в Москве. У нее квартира, молодой муж, ребенок.

- Я не хочу об этом ничего говорить, - сказала мне Лена. - Я о Кононове больше ничего не хочу знать!

Так закончилась эта история, а с ней, как считают многие, и последняя надежда Михаила Кононова вернуться к полной жизни и работе. Он остался не нужен никому, кроме жены...

Наша последняя встреча

Мы до последнего созванивались, но не виделись уже давно - Кононов постоянно болел, кочевал из больницы в больницу и не принимал гостей. Последний раз мы встретились, чтобы сделать фоторепортаж про его любимую собаку - бультерьера Фросю. Актер с юмором называл любимого пса «сосиской на ножках» и сетовал, что он расправляется с соседскими курами, если те забредают на их дачу. А однажды так усердствовал, что просунул морду в дырку забора да и застрял, как Винни-Пух, - ни вперед, ни назад. Пришлось резать забор...

Что запомнилось: Михаил Иванович очень жалел, что не завел с женой детишек. Ему очень хотелось дочку. И ко мне он относился с какой-то просто отеческой теплотой. Мы часами говорили по его мобильнику, обсуждая его роли в кино: сегодняшний кинематограф, который он критиковал, и уровень нашего телевизионного юмора, который Кононов называл «самодеятельностью». Тогда я не могла и подумать, что эта наша беседа последняя...