Страсть на атомном уровне

Посетителям столичной галереи предлагают "свежий взгляд" на проблему ЧАЭС - интимный рейс в Припять.

Фантазии режиссера хватило даже на сцену «любви» у саркофага. Фото: стоп-кадр видео.

Сначала - картинка. Та, которую показывают в ПинчукАртЦентре. На экране - саркофаг ЧАЭС, дозиметр, привычно отщелкивающий фоновую радиацию. Серая Припять, заброшенное колесо обозрения, аттракцион "Сталкивающиеся автомобили", на котором так и не покаталась детвора 86-го. Дождь.

Депрессивные декорации оживляют двое в противорадиационных костюмах. Никаких лиц, полная анонимность. Герои бродят по пустоши (романтические виды: один машет другому рукой, мол, смотри, красота! - другой согласно кивает). Дальше - интереснее. Страстный поцелуй, ласки. Напряженная любовь, свидетель которой - пустые окна гостиницы "Энергетик". Соитие над фонтаном с дождевой водой, у заброшенного подъезда, в чаше чертового колеса, перед четвертым энергоблоком. Фигуры в серебристых защитных костюмах экстатически вздрагивают, извиваются в танце любви…
 
Собственно, так и называется сие произведение искусства - инсталляция Atomic love (название по-русски звучит "Атомная любовь", хотя в галерее заверили, что оно "вообще-то не переводится"). Его автор, киевский художник Илья Чичкан, - мастер эпатажа. Эстетически развитая публика помнит серию "обезьяньих" портретов его кисти. Особенно резонансным было изображение мартышки с косой вокруг головы на манер Юлии Тимошенко. Еще один художественный перформанс был встречен "в штыки" уже националистами. Сам мэтр, стоя перед видеокамерой, пускает изо рта мыльные пузыри под звуки государственного гимна.
 
Провокационно? Безусловно. Как и нынешняя инсталляция с "космонавтами" на фоне ЧАЭС. Семиминутная видеозапись задевает за живое, современное искусство предстает в самом скандальном своем проявлении, расставляет акценты. Спасать человечество больше не в тренде. Мода на сильных духом прошла - все они, 600 тысяч забытых героев, либо скончались, либо стоят в очередях за путевками в оздоровительные пансионаты. И голые руки, которыми они пытались остановить трагедию, сейчас обретают иной, фривольный смысл.
 
Где лежит грань между творческим порывом и художественной буффонадой, подделкой под высокое искусство? В какой плоскости искать различия между гениальным поворотом, совмещающим несовместимое, и убогой серостью? Определять это - задача самих зрителей, не наша. Ханжеских оценок вроде "на это же дети смотрят" в этой заметке не будет - равно как и распекания художника, которого, как известно, обидеть может каждый. Тем более что Илья Чичкан - действительно хороший живописец, ставший заложником правил на художественном рынке: чтобы продаваться, нужно либо дружить "за деньги" с депутатами Верховной Рады (есть и такие художники), либо эпатировать. Экстравагантный Сальвадор Дали, пока писал свои загадочные полотна, тоже, говорят, презирал всеядных гурманов от искусства, способных восхищаться чем угодно - лишь бы ярче и циничней.
 
МНЕНИЯ
 
Фото: Олег Терещенко. 
Глава Нацкомиссии по морали Василий КОСТИЦКИЙ: "Грань приличия у каждого своя"
 
- Об этой инсталляции, увы, не знаю. И думаю, то, что ее экспонируют - нормально: в государстве не может быть органа, который занимался бы цензурой и тотальным мониторингом информационного пространства. Да и 54-я статья Конституции гарантирует свободу творческого самовыражения.
 
Грань приличия у каждого своя. Нам ее устанавливает 4-я статья Закона о защите публичной морали - продукция, которая относится к мировому или классическому произведению литературы, кинематографа и т.д., не может быть предметом экспертизы. Картины Рубенса мы запретить не можем. Но я знаю много случаев, когда люди, достигшие творческих высот, начинали искать легких путей. Возможно, виноват творческий кризис или желание быстро заработать. Тогда обращаются к тематике телесного низа. На этом легко спекулировать, и это случалось даже у самых известных творцов. 
 
Фото: УНИАН.
Академик НАНУ, философ Мирослав ПОПОВИЧ: "Мир наш полон странных, порой безумных идей"
 
- Я такое искусство не воспринимаю. Оно мне кажется уже за гранью, оно требует дискуссии. Но запрещать нельзя - требуется моральная самоцензура самих авторов. Весь мир наш полон странных, порой безумных идей. Нужно заботиться о том, чтобы не было унижения человеческого достоинства. Тут нам поможет качественная художественная критика. И очень опасно поручать ее ничтожествам, которые будут выдавать свою ограниченность за общечеловеческое возмущение.
 
Отличить настоящее искусство от его имитации сложно. Альтернатива - художественная диктатура, а это, как показал опыт, может дорого обойтись. Предметы, созданные для удовлетворения эстетических потребностей, меняются с течением времени, открываются постепенно и разным людям по-разному.