Пожарные не знали, что они тушат, и работали без масок

Корреспонденты «КП» побывали в больнице, где лежат спасатели, пострадавшие во время ликвидации техногенной катастрофы на Львовщине

Корреспонденты «КП» побывали в больнице, где лежат спасатели, пострадавшие во время ликвидации техногенной катастрофы на Львовщине

В центральную клинику Западного оперативного командования, которая находится во Львове, продолжают поступать пострадавшие из-за крушения «фосфорного» состава. Таких уже 18 человек. Среди них в основном сотрудники МЧС, но есть и три железнодорожника, которые отдыхали на природе рядом с местом катастрофы. В отделении пульмонологии нам удалось пообщаться с теми, кто первым оказался на месте трагедии. У всех один диагноз: отравление фосфором.

- Самочувствие больных нормальное, но они будут под постоянным наблюдением еще неделю, - объяснил ординатор отделения пульмонологии Олег Форманчук.

В палате лежат четверо пожарных. Один из них поступил во вторник вечером и постоянно спит. Трое других уже чувствуют себя более или менее нормально.

- К нам поступило сообщение, что на железной дороге перевернулись цистерны с газом, и мы немедленно выехали, - рассказал командир пожарного отделения Василий Ваврук, который первым прибыл на место происшествия.

- Вам сообщили, какой именно газ в цистернах?

- Нет. Уже на месте мы увидели, что пути с вагонами заволокло густым дымом, но в тот момент еще не знали, что это пары ядовитого фосфора. Только потом, спустя несколько часов, нам об этом сказал сопровождающий поезда. Но отступать было некуда, и нам то и дело приходилось нырять в этот «туман». Особенно пострадали ребята, которые отцепляли от фосфорных цистерн вагоны с коксом. Они сейчас в реанимации.

- У вас были с собой противогазы?

- Только изолирующие аппараты. Их хватило лишь на 45 минут работы. Пришлось экономить, пока подвезли зарядное устройство. Там, где паров было меньше, аппараты снимали. Когда же входили в насыщенную зону, снова надевали. Вскоре я почувствовал першение в горле и тошноту. Затем началась рвота.

То же самое произошло с Игорем Сорочинским и Александром Шевчуком, которых одними из первых доставили в больницу.

- Сначала мы также не знали, что именно горит, и работали без масок, - вспоминает 24-летний Игорь Сорочинский, начальник караула СДПЧ-22 Буского райотдела МЧС. - Серый дым, без запаха. Когда стало ясно, каким ядом дышим, вернулись за масками. Уже через час мне и двум моим коллегам стало плохо: началась рвота, давление упало - 80 на 40.

- Я заметил, что каждый организм по-разному реагирует на это отравление, - отметил еще один пострадавший - Александр Шевчук, спасатель пожарного поезда станции Здолбунов, отряд которого выслали на помощь львовским МЧСникам. - И, как ни странно, больше всего достается молодым.

P.S. Сейчас можно с уверенностью сказать, что больше всего не повезло тем, кто, рискуя собственной жизнью, честно выполнил свой долг. Ситуация с Чернобылем повторилась. Только вот, возможно, молодые парни пострадали напрасно. Специалисты утверждают, что героические действия пожарных, тушивших фосфор пеной, лишь усугубили ситуацию (см. КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА). К сожалению, в нашей стране, как и прежде, правят бал беспросветная некомпетентность и безответственность…

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

«Фосфор не нужно было заливать пеной!»

Вице-премьер Александр Кузьмук уже проговорился, что украинские службы не совсем готовы к подобным катастрофам. То, что наши специалисты не совсем компетентны в вопросах борьбы с ядовитым фосфором, подтвердил «Комсомолке» и главный специалист химико-аналитического отдела Института проблем материаловедения, доктор химических наук, профессор Виталий ДУБОК:

- Заливать фосфор пеной, что два дня делали пожарные на месте катастрофы, - это абсолютно нецелесообразно! Дело в том, что при таком тушении выделяется еще больше токсичных паров, поскольку фосфор вступает в реакцию с органическими веществами пены, из-за чего его токсичность усиливается.

К сожалению, видно, что никакой порядок действий на случай трагедии не был продуман. И это при том, что по Украине ежедневно курсируют поезда с опасными веществами, а вероятность аварий всегда существует.

Самое необходимое, что нужно сделать сейчас, - это засыпать фосфор в ближайших к месту аварии районах мелом. Эта реакция должна снизить сумасшедшую температуру. На отдаленных участках нужно использовать соду, и, возможно, со временем опасный сейчас фосфор превратится в полезное удобрение.

Еще один вариант обезвредить ядовитое вещество - залить его большим количеством воды. У фосфора очень низкий уровень растворимости, поэтому он не будет вступать в реакцию с кислородом, то есть смертельная угроза для людей отпадет.

Нужно также помнить, что это вещество оседает на одежде, теле, растениях и деревьях. Но о том, как долго оно может пребывать в окружающей среде, ученые пока не знают. Ситуацию ухудшает жара, ведь при такой температуре даже мелкие частицы фосфора воспламеняются за считаные секунды. А пожары не удастся потушить до тех пор, пока огромное количество ядовитого вещества полностью не обезвредят.

БУДЬ В КУРСЕ

Из-за аварии во Львовской области изменился график движения поездов

Составы, проезжающие через поврежденный участок, вынуждены частично поменять маршруты. В связи с этим они могут опаздывать от одного до трех часов.

Отправляясь по железной дороге в западном направлении, уточните, не изменился ли маршрут вашего поезда.

Уточнить список поездов, которые могут опаздывать, можно в железнодорожных кассах, а также у нас на сайте.