ФСБ открыла материалы массовых репресий

С делами времен «большого террора» теперь сможет ознакомиться любой желающий

С делами времен «большого террора» теперь сможет ознакомиться любой желающий

Покров тайны спадет с судеб тысяч людей, ставших жертвами массовых репрессий в СССР в период с конца 20-х до начала 50-х годов прошлого века. Федеральная служба безопасности России рассекретила архивные документы тех лет, и увидеть их теперь не составит труда.

«Обратиться в архив может каждый, у кого возникнет такая потребность. Для этого достаточно написать письмо, в котором указать, с какими материалами и с какой целью он желает ознакомиться», - сообщил начальник Управления регистрации и архивных фондов ФСБ Василий ХРИСТОФОРОВ.

Вообще-то рассекречивать эти мрачные архивы начали еще в 1992 году. Но до сих пор гласности в основном предавались лишь нормативные документы высших государственных и партийных органов, регламентирующие механизм политических репрессий. Теперь же дошла очередь и до личных дел на конкретных людей. Чтобы ознакомиться с ними, частные лица и организации могут обращаться в Центральный архив ФСБ России с письменным запросом по адресу: 101000, Москва, ул. Большая Лубянка, д. 2, или лично в приемную ФСБ России по адресу: ул. Кузнецкий мост, д. 22.

Но в ФСБ подчеркивают, что «дела давно минувших дней» не будут предоставляться кому попало, чтобы сохранить тайну частной жизни осужденных. Их родственники получат доступ к материалам обязательно. А вот, например, исследователи или журналисты, желающие поработать с этими документами, должны предварительно получить нотариально заверенное разрешение от потомков жертв репрессий.

И все же о полном рассекречивании говорить пока преждевременно. Так, по словам Христофорова, не будут обнародованы сведения, касающиеся штатных негласных сотрудников органов безопасности и лиц, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе. Представитель ФСБ пояснил, что, как и в любой другой «эффективно действующей спецслужбе мира», такие материалы не подлежат рассекречиванию никогда.