"Проверьте качество борща!"
Что-что, а жаловаться наш народ любит. В Госпотребинспекцию за прошлый год поступило более тысячи заявлений от жителей региона. Жалобы касались и батареек за 10 грн, и автомобиля стоимостью 300 тысяч. Некоторые претензии специалистов ставят в тупик.
- Как-то пришла харьковчанка и предъявила претензии фотографу. Мол, он изобразил ее гораздо старше, чем в жизни, - вспоминает начальник Госпотребинспекции Владимир Нетудыхата. - Как можно оценить претензию женщины к фотографу? Что есть - то и изобразил. А еще одна женщина отправилась в салон красоты с уверенностью, что там сделают такую эпиляцию, после которой волосы расти не будут. А они все растут и растут, и это потребителя расстроило.
А однажды инспекторам предложили оценить качество домашнего борща. Женщина подозревала, что муж подсыпает ей яд в пищу. Еще один товарищ заявился в инспекцию с открытой бутылкой водки. Он жаловался, что в холодильнике из нераспечатанной бутылки водки вылилось ровно 100 грамм жидкости.
- Чаще к нам приходят жаловаться женщины, - свидетельствует Нетудыхата. - Может, из вредности, а может потому, что в магазины ходят чаще. Сильному полу обычно не хочется ни ходить куда-то, ни покупать, ни ремонтировать...
Привыкли к плохому
Прошлогоднее переформатирование государственных защитников прав потребителей прошло без ущерба для народа. Оттока граждан из Госпотребинспекции в областное общество защиты прав потребителей специалисты не заметили.
- Бывает, люди приходили к нам, а потом к ним. И наоборот, - говорит председатель общества Святослав Маслак. - Мы параллельные структуры, просто с разных сторон делаем одно и то же дело - помогаем потребителю.
В Харьковской правозащитной группе довольны, что есть еще кто-то, кто может помочь людям. Правда, отправляют туда людей лишь в том случае, если потребитель может хотя бы доказать покупку (скажем, имеет чек).
- В Госпотребинспекцию есть смысл идти, если они могут провести экспертизу, - рекомендует заведующая общественной приемной ХПГ Людмила Клочко. - Они имеют право устанавливать факты, а мы не можем.
При этом правозащитники вздыхают: харьковчане привыкли к невысокому уровню товаров и услуг и часто не замечают нарушений.
В тему
На каждой проверке - нарушения
В прошлом году Госпотребинспекция провела 489 плановых проверок, в 486 случаях нашлись нарушения. Самые распространенные проблемы: отсутствие достоверной и своевременной информации о продукции; реализация не отвечающих нормативам товаров и услуг; продажа товара без сопроводительных документов.
По результатам проверок - 2012 забраковали и сняли с реализации продукции на общую сумму почти 2,67 млн грн.