В 60 километрах от Львова сошли с рельс 15 цистерн с ядовитым фосфором
ХРОНИКА СОБЫТИЙ
16 июля
В зоне заражения оказались 11 000 человек
16.50. Состав с 58 вагонами опасного груза следовал из Казахстана в Польшу. На 12-м километре перегона Ожидов - Красное на скорости 55 км/ч часть грузового поезда неожиданно пошла под откос. 15 цистерн с жидким белым фосфором и 2 вагона с коксом оторвались от состава и свалились в трехметровый кювет.
- Судя по всему, от удара в одной из цистерн появилась трещина, - рассказали «КП» в пресс-службе МЧС Украины. - Токсичное вещество вспыхнуло. Место глухое. Вокруг - никого. Пока машинист сообразил, что делать, и вызвал диспетчера, прошло не менее получаса. В результате пожарные поезда прибыли и начали тушить ядовитые цистерны только в 20.30.
23.30. Локализован пожар пяти цистерн. Огонь не потушен. Выбросы ядовитых паров в воздух продолжаются. Во время тушения пожара и ремонтных работ пострадали 13 человек (МЧСники, железнодорожники и военнослужащие внутренних войск). Все они госпитализированы, трое доставлены в реанимацию.
17 июля
Ветер гонит токсичное облако в сторону России
07.00. Работы по ликвидации пожара ведут уже шесть пожарных поездов. Начинается эвакуация людей - из близлежащих сел во Львов вывозят 793 человека.
- Жители покидают свои дома только по собственному желанию, - сообщил «КП» пресс-секретарь управление МЧС во Львовской области Павел Василенко. - Сейчас отсутствует угроза, в связи с которой необходимо принудительное отселение людей. Что касается пострадавших, то до обеда в лечебные заведения обратились 19 человек. Опасных для жизни отравлений не зафиксировано.
08.00 - 10.30. На место происшествия прибыли министр МЧС Нестор Шуфрич, министр транспорта и связи Николай Рудьковский, а также вице-премьер-министр Украины по вопросам национальной безопасности и обороны Александр Кузьмук, заявивший: «Эта катастрофа могла стать вторым Чернобылем!» Дело в том, что если бы вспыхнули все цистерны, то ядовитые пары могли разлететься по всему региону. Принимая же в расчет тот факт, что смертельная доза белого фосфора составляет десятую долю грамма, то яда хватило бы, чтобы отравить сотни тысяч человек.
Из этих слов становится ясно, что Украина не имеет достаточно средств и специалистов для решения подобных проблем. Но почему тогда государство открывает железнодорожный коридор для перевозки опасных грузов из-за границы?
11.00. Продолжается локализация отдельных очагов пожара. На тушение огня использовано более 40 тонн пенообразователя.
12.00 - 16.00. Эвакуированы еще более двухсот человек, всего - более тысячи. Пожар окончательно потушен.
P.S. В день аварии и вчера ветер дул с юго-запада, то есть в сторону Белоруссии и России. Правда, по словам сотрудников Украинского гидрометцентра, порывы были очень слабыми, и ядовитые пары за это время вряд ли успели долететь до границы. Вчера же ветер немного усилился, но направление не сменил.
ЛИКБЕЗ «КП»
Белый фосфор (его еще называют желтый или тетрафосфор) - наиболее используемая форма фосфора. В чистом виде - бесцветное стекловидное вещество. Транспортируется и используется в жидком растворе. Применяется в основном в сельскохозяйственной промышленности для изготовления минеральных удобрений.
Высокотоксичен, опасен для человека. Допустимая концентрация в воздухе - 0,03 миллиграмма на 1 кубометр. Смертельная доза - от 0,1 грамма на кубометр.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Диверсии и поджога не было!
Начальник ГУ МВД Украины во Львовской области Михаил ЦИМБАЛЮК:
- Умышленный поджог отпадает однозначно. Сейчас рассматриваются другие версии, касающиеся технических моментов или погодных условий (например, температура воздуха). Но пока комментировать что-то детально не в моей компетенции.
Генеральный директор «Укрзалізниці» Владимир КОЗАК:
- В результате аварии повреждены 130 м пути, одна опора контактной сети и 15 вагонов. Уже готовы к работе восстановительные поезда, и после разрешения правительственной комиссии на ремонт все неполадки будут устранены в течение 4-5 часов. Версию о диверсии я даже не рассматриваю. Сейчас проверяются три основные причины аварии:
- состояние верхнего строения пути,
- состояние подвижного состава,
- несоблюдение правил перевозки опасных грузов.
Хотя предварительная проверка показала, что пути были в хорошем состоянии. Пассажирские поезда могли двигаться по нему со скоростью 120 км/ч, а грузовые - 90 км/ч.
КСТАТИ
На этот вопрос «Комсомолке» ответил завотделом транспорта, коммуникаций и энергетики Национального института проблем международной безопасности Игорь КОРНИЛОВ:
- В Украине нет специалистов конкретно по фосфору. Причина не в том, что их не готовят университеты, а в том, что когда требуются соответствующие эксперты, их вполне могут заменить химики-технологи из МЧС. В данном случае, например, могут помочь спасатели из Львовского, Тернопольского или Ивано-Франковского управлений по чрезвычайным ситуациям. У них есть необходимые навыки и базовые знания для ликвидации такой аварии.
КОМПЕТЕНТНО
Насколько выброс опасен для людей?
Отвечает академик Академии медицинских наук НАН Украины, автор «Книги о ядах и отравлениях» Исаак ТРАХТЕНБЕРГ:
- Прежде всего хочу сказать, что не стоит так уж сильно пугать людей белым фосфором. Это не самое опасное вещество. Хотя, конечно, остерегаться его стоит. При контакте с кислородом оно воспламеняется. В результате выделяются пары оксида фосфора. Вдыхая их, человек как раз и может отравиться.
При остром отравлении возможна масса симптомов. Сначала - жжение во рту и желудке, головная боль, отрыжка с характерным запахом чеснока. После - рвота, понос. Согласен, неприятные ощущения. Но чаще всего этим и заканчивается. Естественно, если сразу обратиться к врачу.
- Как можно уберечься от отравления?
- Жители сел, которые оказались в эпицентре катастрофы, уже попали под воздействие паров. Естественно, им надо поменьше гулять сейчас на улице, особенно возле места аварии. Желательно не пить воду из колодцев. Животных тоже лучше держать в «тепличных» условиях. Но все же местных жителей нужно на несколько дней эвакуировать. Особенно детей, для которых пары фосфора особо опасны.
Вообще из подобной аварии надо не сенсацию раздувать, а делать выводы. Например, ответить на вопрос: насколько мы готовы к таким ситуациям? Я знаю, ни экологические, ни медицинские организации у нас вряд ли что-то толковое сделают. Могут ли они оперативно произвести все замеры и анализы? Достаточно ли специалистов по химическим отравлениям? Эта ситуация должна показать готовность страны к катастрофам.
ВОПРОС РЕБРОМ
Как к нам попадают такие грузы? Все довольно просто - дело в деньгах
Но если с денежной стороной все ясно, то с обеспечением безопасности не совсем. Есть правила перевозки опасных грузов, которые нужно неукоснительно соблюдать. Ведь не могло бы произойти ЧП подобного масштаба, будь все правила соблюдены до единого.
- Сейчас стоит вопрос, в каком состоянии были цистерны, в которых перевозился фосфор, - объяснили «КП» в железнодорожном ведомстве. - Что касается остальных правил, то, по предварительной информации, ни одно из них нарушено не было. Даже сопровождающее лицо ехало вместе с грузом.
А между тем по нашей стране круглосуточно колесят такие вот вагоны и контейнеры с радиоактивным содержимым. И пути их могут пролегать даже через большие города, а не села, подобные тем, что во Львовской области. И кто тогда даст гарантию, что тот же Киев не станет жертвой очередного «Чернобыля»?
МНЕНИЕ
Владимир БОРЕЙКО, директор Киевского эколого-культурного центра: Бабуля может из своего колодца хлебнуть отравленную воду
- Только с начала года по Украине было 5 происшествий подобного характера! Наша страна входит в эпоху серьезных техногенных катастроф. Причин тому много. Мы эксплуатируем оборудование, построенное в советские времена. Оно уже сильно изношено. Сегодня на места, где раньше работали квалифицированные специалисты, приходят люди без опыта, многие из которых попросту купили дипломы под теплое место. Природоохранные службы и МЧС не способны к профилактике таких ситуаций и борьбы с ними, а государство преступно мало выделяет денег на защиту природы.
Проблема в том, что разлившийся фосфор поразит поверхностные, а самое главное - грунтовые воды. Это значит, что через какое-то время за 60 км от места трагедии бабуля может из своего колодца хлебнуть отравленную воду и раньше времени отправиться на тот свет.
Еще один нюанс - после аварии необходимо вести длительный мониторинг ситуации на месте. На это нет ни финансов, ни техники, ни специалистов. Да, сейчас снимут слой грунта, сделают разовый замер и уедут. А люди останутся там жить.
Крестьяне из села Ожидов, возле которого произошла техногенная катастрофа, не хотят оставлять домов и хозяйство
Они продолжает жить в отравленном фосфором месте
На околицах села Ожидов на Львовщине, где вчера вечером перевернулся состав с фосфором, множество пожарных машин, кареты скорой помощи, военные палатки, медики в респираторах, мужчины в формах спасателей и камуфляже...
За несколько километров до населенного пункта виден огромный столб дыма, который поднимается над железной дорогой. А все поля и окрестности покрыты белым туманом, в некоторых местах даже не видно домов.
Опустевшие улочки Ожидова будто попали в какую-то зону отчуждения. Окна и двери закрыты наглухо, во дворах - тишина, не видно ни людей, ни птиц. На пастбищах не выпасают коров, не слышно детского смеха, хотя сейчас каникулы и большинство детишек в селах у бабушек с дедушками. Вот у калитки стоит девчонка лет тринадцати, прикрывая рот и нос платком (видимо, трудно дышать).
- Ты зачем приехал? Я же говорила: сиди дома! - откуда ни возьмись, выбежала на дорогу женщина в респираторе и закричала на мужчину в легковушке.
- Подождите! Можно с вами поговорить? - спрашиваем на ходу. Но в ответ женщина отрицательно машет руками и скрывается во дворе.
- Что у вас тут? - спрашиваем у прохожих.
- Вам ничего говорить не будем. Мы вообще не местные, - отвечают мужчины и садятся в машину.
- Вас предупреждали, что оставаться здесь опасно?
- Предупреждали, но мы ничего не боимся.
Вот старушка заходит к себе во двор.
- Извините, можно с вами поговорить, - кричим на ходу. - Вы знаете об аварии?
- Да, конечно знаем, но что же нам делать? У меня, например, хозяйство, корова, куры. Не оставлю же я их, чтобы все разворовали. Поэтому никуда уезжать не собираюсь, - говорит женщина. - С нашей улицы увезли только детей, а все взрослые остались, сторожить свои дома и хозяйство.
Такого же мнения и ее соседи - пан Иван с женой и двумя детьми:
- Мы не только слышали, но и видели, - рассказывает очевидец. - Вчера как раз в это время мы пасли коров, и вдруг видим: поднимается огромный столб дыма, к верху расширяется и превращается в тучу. Никакого взрыва или другого шума не было, все тихо-спокойно. А потом уже идем с пастбища, а соседи рассказывают, мол, авария на железной дороге, поезд взорвался. Но толком еще ничего не знали. Сейчас вот ждем автобус, чтобы отправить детей во Львов, обещали в лагерь какой-то (они у нас аллергики, очень трудно переносят подобное). А сами никуда не уедем - на кого хозяйство оставим.
Коров в Ожидове держат в сараях, выпасать нельзя, кормят только сеном. Во всех селах, на которые распространилось фосфорное облако, работают бригады скорой помощи и осматривают всех жителей. А каждый, почувствовавший недомогание, может сразу же обратиться к врачу. Правда, в Ожидове мы не заметили ни одного врача или машины скорой помощи. Только вот милиционеры стоят на каждом углу.
Только цифры
Из 14 сел Буського района, потерпевших в результате аварии, эвакуировали больше 600 человек, в основном детей. Госпитализированными остаются 20 человек, состояние их здоровья в норме, только двое потерпевших в тяжелом состоянии. Один их них сотрудник МЧС, страдающий хронической астмой. В воздухе двух сел - Куты и Гумныська - зарегистрировали повышенное содержание фосфора.
Села опасной зоны
Ожидов, Йосиповка, Соколивка, Переволочно, Губисько-Турянское, Турье, Лисове, Стовпень, Чаныж, Топорив, Брахив, Гумнисько, Куты, Боложенив, Янгеливка.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ
Ночью пожар потушили,но вчера утром все началось снова
Корреспондент «КП» побывал на месте аварии казахского поезда
Ближайший городок к месту аварии - село Ожидов. Железная дорога видна из окон крайних домов. Страшную новость в это село сразу после аварии принес начальник местной железнодорожной станции. Сразу после крушения он проехал по селу на машине и кричал: «Люди, закрывайте окна и двери, потому что на дороге ЧП». А люди стояли возле домов и смотрели на поднимавшийся к небу дым и бело-мутное, как молоко, облако.
Больше половины местных - в основном молодые и те, у кого были дети – сразу покинули село. Кто уехал на автомобилях, а кто даже вызвал такси из райцентра. В Ожидове остались одни старики.
- А куда ехать? - говорит Зинаида Гудима из Ожидова. – У нас здесь хозяйство, надо за коровами и свиньями ухаживать. Кормить скотину можно только сеном - тем, что уже успели заготовить.
Дым от цистерн с фосфором продолжает подниматься. Все местные жалуются на то, что у них першит в горле, голова тяжелая. Повсюду - ужасная вонь. Неподалеку от Ожидова - оперативный штаб. Работают сотрудники МинЧС, Минобороны, медики, инженеры. Все поле у железной дороги забито спецтехникой, она продолжает прибывать. Руководит штабом вице-премьер Александр Кузьмук (он намерен не уезжать отсюда до конца спасательных работ).
- Ночью специалистам МЧС удалось потушить пожар, но с утра все начало гореть снова, - рассказал Кузьмук «КП». - Фосфор самовозгорается при температуре выше 30 градусов. Возле железнодорожного полотна днем было +36. Пожарные поливают цистерны водой, чтобы они не нагревались. Завтра приедет комиссия с завода-изготовителя, они будут решать, как проводить утилизацию. Железнодорожное полотно возле Ожидова новое. Но по нему без проблем уже прошли 7 товарных составов.
Почему произошла авария?
Генпрокуратура уже возбудила уголовное дело по факту случившегося. Официальные версии пока не озвучены. Впрочем, местные жители рассказывают о том, что обсуждалось вчера между спасателями и руководством местного сельсовета.
По их словам, Польша, принимавшая груз из Казахстана, потребовала герметически закупорить цистерны с фосфором. Между тем, по правилам, фосфор перевозят залитым водой, а в цистернах оставляют вентиляционные отдушины. Кто-то додумался забить отверстия – в результате одна из цистерн не выдержала внутреннего давления и взорвалась.
Кстати, местные говорят, что вчера около 12 часов взорвалось еще несколько цистерн. В селе тут же началась паника. Желающие уехать бросались под колеса автомобилей и автобусов, чтобы их вывезли в безопасное место.
«КП» не берется судить, насколько достоверна эта версия. О том, что происходит на месте катастрофы, читайте в завтрашнем номере.