Первые минуты пребывания на съемочной площадке повергают в ступор… Лес, железнодорожные пути, вагоны, грязь, огромные лужи (как выяснилось позже, разведенные декораторами и рабочими для большего правдоподобия) и множество снующих всюду людей. Женщины, мужчины и дети в одежде эпохи наших дедушек и бабушек - довоенное время. На съемочной площадке говорят о погоде, предстоящем обеде, фильмах, компьютерах, новейших достижениях в области техники и т. д. Сюрреализм - мечешься где-то между 1941 и 2007 годами.
«Бригадир» стал лейтенантом
Бутафорская почта и полуразвалившийся магазин с рекламой «мыла душистого» и «кирзовых сапог». Актер был обнаружен здесь. Образ Саши Белого ушел в прошлое, сегодня это бравый лейтенант, поверх безупречной военной формы укутанный в старую фуфайку. Утро Сергея началось с беседы с товарищами по цеху и кружки дешевого чая с лимоном.
Но делу время, а потехе – час. Слышится голос режиссера, который приглашает всех актеров и массовку пройти на импровизированный деревянный перрон и приготовиться к генеральной репетиции. Все. Работа началась и будет продолжаться 5-6 часов, до самого обеда. Все это время будет сниматься один и тот же эпизод, который в фильме займет всего пару секунд. Нужно брать общий и крупный план, перемещать камеры и осветительные приборы. Работа гримеров - убедить публику, что кровь «настоящая». Декораторы следят за тем, чтобы панорама соответствовала довоенному времени. Задача «звукарей» - их не должно быть видно, но актеров должно быть хорошо слышно. Режиссер в свою очередь обязан за всем этим уследить.
- Если в театре я за что-то спокоен, в чем-то уверен, то в кино все иначе, - говорит Сергей Безруков. - Сцены раскиданы: сегодня снимают конец фильма, завтра - начало, послезавтра - развязку. А ведь нужно жить жизнью своего персонажа, чтобы зритель в фильме видел осмысленность, обоснованность поведения, а делать это приходится «по кусочкам» в несколько секунд, повторяя этот «кусочек» невозможное количество раз. Согласитесь, смешно было бы наблюдать веселье в настроении персонажа, на глазах которого буквально вчера был убит боевой товарищ.
Завтрак и ужин актерам не полагается
Питание актеров на площадке обеспечивает «Беларусьфильм»: киностудия заказывает обед в ресторанах или столовых. В точно оговоренное время на так называемую натуру - место, где производятся съемки - прибывает большая грузовая машина, которая и доставляет обед. Завтрак и ужин местным актерам не полагается. На первое сегодня подавали суп с перловкой. И тут уж все как надо: бульон на мясе, картофель, крупа – почти домашнее блюдо! Увидев размеры второго, впору жалеть о том, что съел весь суп: а вдруг места не хватит! Добротная порция гречневой каши с рыбой, запеченной в сыре, и салат из овощей способны насытить даже день и ночь работающий организм. Чай или кисель на съемочной площадке раздают постоянно. Так как сегодняшняя натура представляла собой клочок железнодорожных путей среди леса, то и народ обедал, сидя на траве под деревьями.
Сергей же в компании режиссера и своих ассистентов был за отдельным столиком, восседая на спецстуле с большими белыми буквами на спинке «Безруков». Перед обедом на этот столик подали минеральную воду и огромный поднос бананов. Дальнейшее меню было таким же, как и у остальных, с той лишь разницей, что приборы обернуты в салфетки, а еда помещалась в сосуды, чем-то смахивающие на тетропакеты, явно поддерживающие температуру и стерильность. Да в придачу к чаю были поданы сдобные булочки.
Фото автора.
О чем фильм
Действие фильма разворачивается за несколько дней до войны. Лейтенант Буров прибыл служить на западную границу СССР. После внезапного нападения фашистских захватчиков в живых не осталось никого, кроме лейтенанта. Враг двинулся на восток, а Буров в одиночку продолжает яростно бить немцев с тылу: один против тысячи...