Этот наполовину заброшенный дачный поселок находится на горе Тепе-Оба, в нескольких километрах от Феодосии. Кто именно гулял по окружающему поселок лесу - туристы или кто-то из немногочисленных дачников, так и осталось тайной. Как и то, зачем им понадобилось разбирать груду камней. Увидели черепок, еще один, а между ними - множество неровных кругляшков, которые оказались серебряными монетами.
Склеенный керамический сосуд, которые в средние века крымские татары называли бутус и использовали как мы - современный чайник, директор Феодосийского музея денег Александр Олещук бережно прижимает к груди. Он дорог ему не меньше монет. Вообще любой клад ценен, когда в руки музейщиков попадает в целости и сохранности.
- Ко мне пришли люди и показали горстку средневековых монет аспров, таких маленьких чешуек из низкопробного серебра, которые ходили в Феодосии, - рассказывает Александр Олещук. - Версии, что они просто нашли их на земле, я не поверил - не та была сохранность монет. А кроме того, по самим монетам было видно, что находились они в чем-то, то есть были спрессованы в какой-то емкости. Я убедил визитеров, что материальная ценность клада ничтожна перед его научным значением, в результате все монеты вместе с сосудом принесли в музей. Их оказалось 10 тысяч 168 штук, это самый крупный клад из найденных на территории Украины!
Клад кое-что смог рассказать о владельце: среди монет оказалась одна серебряная заготовка - большая вероятность, что хозяин кубышки имел отношение к монетному двору. Уж не оттуда ли текли к нему аспры?
- В кладе собраны монеты, отчеканенные во времена правления трех крымских ханов: Сахиба I Герая, Девлета I Герая и Мехмеда II Герая, прозванного Жирным, - поясняет Александр Олещук. - Правление Мехмеда закончилось в 1584 году, получается, нам известны примерно годы, когда был спрятан клад. Это время известно колоссальной инфляцией, обесценившей крымские аспры. Тогда все «валютные расчеты» ориентировались на итальянский золотой флорин, в 1583 году за один давали 60 аспров, а уже через год, к времени гибели хана Мехмеда, - уже 120! Инфляция колоссальная, можно представить разочарование людей, копивших именно эти деньги.
КСТАТИ
Что почем в средневековье
В средневековой Кафе, нынешней Феодосии, в середине XV века барана можно было купить за 22-23 аспра, курица стоила 4 аспра. Нестарый и сильный невольник-мужчина стоил около 800 аспров, за женщину давали около 600. Так что за 10 тысяч, даже обесцененных инфляцией, можно было обзавестись и домом, и рабочей силой.