На китайской Дерибасовской торгуют дорогой водкой и танцуют хип-хоп

Корреспондент "КП" провел две недели там, где до сих пор царит коммунизм, чтобы узнать, как живется в развитой сверхдержаве.

Китай – страна очень своеобразная, а из-за дорогого перелета и трудностей в получении визы еще и недоступная для большинства украинцев. Оттого Поднебесная становится еще более привлекательной.

Центральная улица в Харбине очень напоминает одесскую Дерибасовскую
Светофоры для красоты
 
На улицах ваше внимание сразу привлекает взаимоотношение автомобилистов и пешеходов. Транспортная инфраструктура в Китае проявляется в крайностях. С одной стороны, доставляет удовольствие поездка на скоростных поездах, которые в отличие от наших Hyundai не ломаются, и при скорости 120 км в час пассажир абсолютно не чувствует перемещения состава. Вагон как будто стоит на месте, только меняется пейзаж за окном. Однако стоит такая поездка недешево – в первом классе 70 долл. С другой стороны, ситуация на автодорогах гораздо печальнее.
 
На тротуарах есть парковки, где машины практически не оставляют места пешеходам. Капот припаркованной Volvo свисает с бордюра, а багажник упирается в ступеньки, ведущие к магазину. И это официально размеченная стоянка! Более сложная ситуация на проезжей части. Как говорят сами местные жители, правила дорожного движения для водителей являются больше формальностью, чем инструкцией для выполнения. Машина может быть припаркована прямо на перекрестке у светофора, а перестроение из правого ряда в крайний левый через три-четыре полосы производится без "поворотов", зато с оглушающим звуком клаксона.
 
Пешеходы и вовсе десять раз подумают, прежде чем перейти дорогу. При недостатке бдительности на переходе даже при зеленом сигнале светофора можно оказаться на капоте мчащейся иномарки. Хотя и сами пешеходы хороши: они стремятся перейти улицу даже на красный свет через шестиполосную дорогу. Вся эта ситуация напоминает движение у Привоза в выходной день, когда сигналы светофора никто не замечает. Китайцы еще умудряются останавливать такси посреди дороги, провоцируя пробки.
 
Заторы в мегаполисе – обычное явление, средняя скорость транспорта в час пик здесь около 30 км в час. Зато такси в Харбине стоит недорого – за 12 гривен можно проехать расстояние как от нашей Соборки до ж/д вокзала. Правда передавать купюры водителю нужно, скрутив их в трубочку и протиснув через решетку, ведь шофера защищает от пассажиров металлический каркас.
 
Вечная распродажа
 
Средняя зарплата в Китае в пересчете на наши деньги составляет порядка трех-четырех тысяч гривен. Зато цены примерно на 25% ниже. Пачку рисовой лапши можно купить за 3-4 гривны, туфли на рынке – за 170 гривен, а пообедать в ресторане среднего класса стоит 50 грн. Народ любит затовариваться на рынках, здесь намного веселее, чем в стандартных супермаркетах. В двухэтажном торговом корпусе на первом этаже продают телефоны, по соседству повар вылавливает из аквариума свежую устрицу. Аптечный киоск делит павильон с мясной лавкой, поэтому, чтобы найти лекарство, продавцу нужно отодвинуть с прилавка колбасу. Однако настоящее веселье происходит на втором этаже – здесь затовариваются вещами. Причем указанная на ценнике сумма ни о чем не говорит. Без торга как местные жители, так и опытные туристы не покупают ничего. Меховые ботинки, допустим, стоят 150 юаней (195 гривен), но если попросите другой размер, то вам скинут цену до 120-ти.
Возле снежной статуи рэпера танцует молодежь
 
– Я знала, что вещи из кролика здесь не редкость, – рассказывает 20-летняя студентка Ольга Бонь. – Нашла жилетку, за которую просили 400 юаней, но немного одесского обаяния, настойчивости – и я забрала ее за 230 юаней. Правда, не все такие щедрые. Некоторые продавцы не расщедрятся и на скидку в пять китайских гривен.
 
Девушка рассказывает о случае, когда решила с подругой купить халаты. Сама она приобрела вещицу, а сокурсница отказалась. В итоге продавец два квартала бежала за одесситкой, по дороге скинув цену со 180 до 100 юаней...
 
Светлую одежду китайцы покупают редко, ведь экология в этой стране оставляет желать лучшего. Люди на улицах ходят в масках, и не всегда поймешь с какой целью – чтобы уберечься от морозного воздуха, не подхватить инфекцию или же просто... не задохнуться. При 25-градусных морозах здесь топят так, что приходится открывать окна, правда котельные работают не на газе, а на угле. Возле гор черной руды возвышаются трубы, из которых валит густой дым, причем так обильно, что недавно выпавший снег за пару дней приобретает пепельный оттенок. По утрам китайцы особенно чувствуется запах гари, с непривычки несколько дней даже першит в горле – все это цена недорогого тепла.
 
Вместо асфальта – лед
 
В стране сильное классовое расслоение. Если центр города заставлен дорогими иномарками, хозяева которых проводят время в бутиках, то истинный Чайна-таун по уровню жизни можно сравнить с сельским поселком.
На таких санках дети бороздят катки
 
Центральная улица – самая экзотическая в Харбине. В 1900-м ее назвали Китайской. В 1924-м реконструировали по проекту русского инженера – уложили камни, открыли много иностранных магазинов, аптек, ресторанов, гостиниц, баров и дискотек. На этой модной улице продавали русские шубы, английское сукно и французские духи. Теперь мало что изменилось – здесь скопление магазинов, среди которых парочка русских. В них торгуют дорогой водкой и матрешками. Даже на указателе название проспекта написано на трех языках – китайском, английском и русском – Чжунъяндацзе. В народе эту улицу называют Арбатом или даже
Дерибасовской. А ведь сходств достаточно. Здесь также полно бутиков, под ногами уложена брусчатка и проспект, входящий в туристические маршруты, открыт исключительно для пешеходов. Разве что известна эта улица как самая широкая пешеходная в Азии, ее протяженность составляет 1450 метров.
 
Стоит добавить, что украшают свою достопримечательность китайцы более эффектно – повсюду установлены ледяные скульптуры – принц с принцессой в виде яиц, и даже автор хита Gangnam Style из снега.
 
А в бедных районах магазины находятся в подвалах. В них мало кто заходит, поэтому товар люди выносят прямо на тротуар. Даже замороженные гребешки не испортятся, на улице ведь минус двадцать! Нечасто на таких улицах увидишь мусорные баки. Например, в студенческом городке, когда мусорники оказываются переполненными, пакеты с отходами кидают прямо на асфальт. Точнее на лед – снег утаптываются под ногами, здесь с ними редко борются. Поскользнуться можно как на тротуаре, так и на проезжей части, где покрытие и вовсе напоминает каток.
 
Жениться только после вуза
Молодежь в Китае, как и у нас, довольно разношерстная. Если одни ребята одеваются на рынках и проводят досуг в кофейнях, то другие покупают брендовые вещи и не вылазят из дорогих клубов. Хотя достойное образование получают не за толстый кошелек, а за знания. В Пекинском национальном университете мы заметили огромную парковку для велосипедов. Сборище нескольких сотен двухколесных агрегатов напоминает стоянку в Амстердаме, однако рядом стоят "Лексусы", БМВ и даже "Порше".
 
– На этих велосипедах на учебу ездят наши студенты, – рассказывает аспирант университета Чинь Хань. – А на машинах передвигаются преподаватели.
Если студенты и в состоянии приобрести дорогую иномарку, они не станут этого делать, чтобы не выделяться. Иначе однокурсники будут коситься с непониманием. Кстати, попасть в вуз довольно сложно.
 
Словом, все как должно быть – студенты учатся, а преподаватели в состоянии разъезжать на джипах.
 
Жениться молодежи дозволено лишь после окончания университета. Но семейной паре нужно быть на чеку – проблема перенаселения Китая, как известно, стоит довольно остро. По закону в семье положен один ребенок. Если же пара имеет двоих, то ее ждут серьезные санкции – те, кто работает в госучреждениях, сразу же лишаются работы, при этом их ждет штраф размером в годовую зарплату.
 
Молодежь без соцсетей
 
Контроль за Интернетом – одно из немногих проявлений коммунизма в этой стране. Здесь нет отрядов пионеров в красных галстуках, развешанные красные знамена видны не всюду, да и культ вождя, хоть и заметен на каждой банкноте, но статуи и памятники Мао Цзедуну, в отличие от нашего Ленина, стоят далеко не на каждом углу. Зато государство тотально контролирует своих граждан. Так, чтобы даже поменять валюту, нужно не только предъявить паспорт, но и заполнить декларацию, сделать копию документов, а потом еще и рассказать кассиру, мол, откуда взялись и на что пойдут эти деньги. Не просмотрит рядовой китаец в YouTube клип на Gangnam Style только потому, что этот ресурс в стране заблокирован, обновить аватарку на Facebook также не выйдет, зато китайцы безумно рады, что недавно для них открыли Skype, ведь и эта программа ранее была заблокирована.
 
– Нам не объясняют, почему мы не можем переписываться с друзьями в социальных сетях, – говорит Чинь Хань – Возможно, власти не хотят, чтобы мы брали дурной пример, увидев непристойности, или же боятся организованного восстания, как в арабских странах.
 
Пожалуй, самая любопытная особенность в крупных городах – это активность пенсионеров. В Китае много долгожителей, и люди преклонного возраста не проводят свободное время в очереди к терапевту, а находят занятия интересней. Так, в каждом районе есть место, где пожилые китайцы... танцуют. Прямо на улице – в скверах или на площадках у торговых центров жители Поднебесной возрастом от 50 до 70 лет собираются, чтобы вальсировать. Затейники приносят магнитофоны, из которых доносится местный шансон либо звуки национальной музыки. Далее пенсионеры разбиваются на пары, а те, кто остался без партнера, не смущаясь, выплясывают в одиночку. И это при морозе в минус двадцать градусов! Бывает, что к ним подключаются танцоры помоложе. У одного торгового центра мы даже заметили разделение по интересам. На трех разных площадках репетировали вальс, диско и движения, походящие на аэробику. Своеобразная гимнастика используется для укрепления здоровья.
 
Суп едят палочками
Китайская кухня, как известно, уникальна. В общепитах в половине блюд присутствует соя. Из нее могут делать не только сосиски, но и добавлять в салаты, супы и даже использовать в качестве начинки для пирожков. Среди самых вкусных блюд можно выделить свинину в кисло-сладком соусе, которую легко спутать с куриным мясом. Естественно, много острых блюд. Один из самых популярных ингредиентов – помидоры, их местные повара варят, жарят, пекут и даже посыпают цукатами. Вообще блюда из овощей почему-то стоят в хороших ресторанах дороже, чем мясные. Местные очень любят баклажаны в масле, которые подают на горячей сковородке. Однако синие в этой подливе буквально плавают, для наших гурманов такой деликатес показался слишком жирным, а местные уплетают его за обе щеки. А еще в пяти из семи ресторанов, которые мы посетили, нам предложили суп, состоящий из варенного яйца и долек помидоров. Что касается бульона, то одесские девушки долго ломали голову, на основе чего же варили это яство, в итоге оказалось, что просто развели... крахмал.
 
В местных магазина продают продукты с большим количеством консервантов и стабилизаторов, в некоторых супермаркетах нет даже холодильников. Колбаска в вакууме, лежащая на полке с хлебом, или молоко со вкусом яблока – привычные продукты. Говорят, что коров в Китае на всех не хватает, поэтому с молочными дарами – особая напряженка.
Даже в бедных кварталах есть русские рестораны
 
Конечно, китайцы любят острую пищу, и даже лапша быстрого приготовления, в которую не добавляют специй, насколько "горит" во рту, что без стакана воды ее не попробуешь. Вообще макаронных изделий в магазинах порядка 50 видов. Любимое блюдо у местных – это суп с лапшой и яйцом, причем даже его китайцы умудряются есть... палочками. Этим столовым прибором (который потом моется, а не используется в качестве одноразового) они поедают вермишель, вылавливают сваренное целиком яйцо, а юшку выпиваются прямо из тарелки.
 
КСТАТИ
 
Нарастающий кризис китайско-японских отношений сказывается и на автопроме.
 
Жители Поднебесной стали меньше покупать машин, произведенных в Стране восходящего солнца. Причем делают это не из-за запрета, а из солидарности к позиции руководства страны.
– Сейчас я катаюсь на "Хюндай" и очень доволен этой машиной, – говорит экскурсовод Чань Жинь. – В прошлом году надумал поменять агрегат, хотел выбрать более новую модель этой марки. Однако, учитывая ситуацию, я изменю свой выбор – теперь придется купить "Фольксваген".
 
В ТЕМУ
 
Город изо льда
 
Харбин известен на весь мир как "ледяной город". Климат позволяет в течение всей зимы забавляться с замороженной водой. Мегаполис является одним из центров ледяной и снежной культуры в мире, ведь здесь чувствуется влияние сибирского ветра. По всему городу раскиданы скульптуры изо льда – это может быть 30-метровый забор в виде плетенки, башенки у вокзала или главная достопримечательность города – ледяной городок. Чтобы пройтись по всей территории, нужно потратить несколько часов. Здесь находятся огромные дворцы, фигуры и даже подобие Китайской стены. Ледяные скульптуры изображают здания, животных, людей и мифических существ.
Для того, чтобы разрезать лед, который берется из реки, на блоки, используются специальные приспособления. Лед срезают толщиной в метр, а уже из полученных глыб и строят фигуры.