"Отроки во Вселенной" могли бы никогда не выйти в прокат. По сути, это вторая часть знаменитой картины режиссера Ричарда Викторова "Москва - Кассиопея", которую по требованию комиссии Госкино поделили на две части из-за длинного хронометража. Это уже потом, в 1980-м, набравшись опыта, Викторов выпустил свою легендарную фантастику "Через тернии к звездам", которая сильно опередила свое время по качеству спецэффектов (см. "КП" от 16 февраля и сайт kp.ua). Но путь к успеху начался именно с "Кассиопеи" и "Отроков". И если первый фильм снимался больше в павильоне киностудии имени Горького и Москве, то работа над вторым развернулась в Крыму.
Розовая вода, молочные берега
Ох и сложно пришлось режиссеру Ричарду Викторову в Крыму! Ведь главные роли исполняли актеры-дети, которые так и норовили побыстрее добраться до пляжа – ну как тут не разнервничаешься. Вот и Викторов беспокоился, чтобы проказники ничего не натворили. Участники тех съемок вспоминают, что режиссер частенько доводил актеров до слез, хотя на самом деле был довольно спокойным и понятливым.
В отличие от большинства советских режиссеров, которые предпочитали снимать свои фильмы на ЮБК, Викторов выбрал для этого крымские степи. Правду сказать, это были не просто степи, а территория военного полигона горы Опук, что под Керчью. На нем и по сей день проводят корабельные стрельбы. Как туда пустили киношников - загадка. Но факт остается фактом: находясь на полигоне, они серьезно рисковали своими жизнями.
- На Опуке снимали планету Вариану, куда по сценарию высадились главные герои, - рассказал "КП" художник-постановщик картины Константин Загорский. - Это место выбрали из-за невысоких лысых холмов, между которыми расположены лиманы. По причине сильной солености эти водоемы были розоватого цвета, а их берега - как бы с белой каймой. Вся эта неземная красота расположена на самом берегу Черного моря, которое, кстати, в кадре также видно.
Питались хамсой и рапанами
На время работы под Керчью киношники остановились в местном пионерском лагере. Кроме обычной стряпни, на которую тогда выделялось 2,6 рубля на человека, они ели и местные деликатесы - мясо свежевыловленных рапанов и хамсу.
- С военными был уговор, что в месте на полигоне, где работаем мы, их корабли не стреляют, - говорит главный художник картины. - Тем не менее однажды во время съемок в нескольких метрах от площадки упал артиллерийский снаряд. Сначала мы услышали свист, потом раздался грохот, в стороны полетела земля и камни. Хорошо, что это была всего лишь стокилограммовая болванка, выпущенная из корабельного орудия. Если бы в ней находился заряд, фильм наверняка бы в прокат не вышел!
И хотя на горизонте кораблей киношники не видели, впоследствии выяснилось, что в море они все-таки были, а наводчику орудия почему-то дали неверные координаты условной цели на полигоне.
|
Инопланетные цветы заказали на стекольном заводе
Но даже после ЧП съемки на Опуке продолжились. По задумке режиссера на чужой планете должна была быть диковинная растительность. Ну а на полигоне произрастали разве что колючки. Ричард Викторов решил не тратить попусту бюджет картины и не завозить на площадку искусственные цветы. Из ситуации вышли по-другому…
- В Керчи располагался стекольный завод, там мы заказали кристаллы в виде пластинок, - вспоминает Константин Загорский. - Их приделали на колючки, которые стали блестеть на солнце. А "живые" белые шары, которые спускаются в фильме с холма - не что иное как аэростаты, которые запускают синоптики. Их наполовину заполнили воздухом - получилась эдакая живая структура.
- В натуральную величину была изготовлена так называемая "спускаемая капсула", на которой главные герои и приземлились на Вариану, - рассказал "КП" крымский мастер спецэффектов Валерий Павлотос. - Еще была сделана и ее уменьшенная до масштаба один к пяти копия для комбинированных съемок.
Там же, на склоне горы Опук, снимали так называемую "Варианскую машину" - одноколесный двухместный экипаж.
- По сценарию на нем перемещались жители этой планеты, - вспоминает Валерий Павлович. - Экипаж действительно обладал возможностью ездить по киношному монорельсу, который в реальности был длиной всего лишь сто метров. Конструкция катилась на двух роликах по швеллерным направляющим. Ее тянули тросом при помощи автомобиля.
|
Роботы падали в обморок от перегрева
Костюмы для киношных "роботов-исполнителей" и "роботов-вершителей" были настолько тесными, что сшивать их приходилось прямо на актерах. Интересная деталь: линзы очков "вершителей" были сконструированы так, что зрителю кажется, будто роботы имеют восемь глаз. Но эти самые очки имели и обратный эффект. Надев их, актеры видели перед собой уже не один определенный объект, а четыре одинаковых.
- Хуже всего приходилось актерам, игравшим доброго Робота-няньку и Робота-ремонтника, - вспоминает Загорский. - Их костюмы были массивными, изготовленными из металла и пластика. На солнце такие "доспехи" сильно нагревались. Однажды от перегрева киношный Робот-нянька даже в обморок свалился. У актера случился тепловой удар, ну ничего, оправился.
После выхода картины в прокат на Всесоюзном кинофестивале в Кишиневе режиссер получил премию в номинации "Лучший фильм для детей и юношества". А для советских мальчишек она и вовсе стала культовой.
ИЗ ФИЛЬМА СЛОВ НЕ ВЫБРОСИШЬ
✪ - Со всяким бывает! (Робот-исполнитель)
✪ - Мы - дефектные (Робот-нянька)
✪ - Мы так чертовски далеко от дома - какая уж тут несовместимость…
✪ - Интим приветствую! (Федя Лобанов)