Самая добрая фантастика: на съемках "Москва - Кассиопея" киношников обстреляла корабельная артиллерия

Сорок лет назад на голубой экран вышла вторая часть космической трилогии советского режиссера Ричарда Викторова, ставшей культовой для советских мальчишек

Для детей на съемках было главное - добраться до пляжа.

"Отроки  во Вселенной" могли бы никогда не выйти в прокат. По сути, это вторая часть знаменитой картины режиссера Ричарда Викторова "Москва - Кассиопея", которую по требованию комиссии Госкино поделили на две части из-за длинного хронометража. Это уже потом, в 1980-м, набравшись опыта, Викторов выпустил свою легендарную фантастику "Через тернии к звездам", которая сильно опередила свое время по качеству спецэффектов (см. "КП" от 16 февраля и сайт kp.ua). Но путь к успеху начался именно с "Кассиопеи" и "Отроков". И если первый фильм снимался больше в павильоне киностудии имени Горького и Москве, то работа над вторым развернулась в Крыму.

Розовая вода, молочные берега
 
Ох и сложно пришлось режиссеру Ричарду Викторову в Крыму! Ведь главные роли исполняли актеры-дети, которые так и норовили побыстрее добраться до пляжа – ну как тут не разнервничаешься. Вот и Викторов беспокоился, чтобы проказники ничего не натворили. Участники тех съемок вспоминают, что режиссер частенько доводил актеров до слез, хотя на самом деле был довольно спокойным и понятливым. 
 
В отличие от большинства советских режиссеров, которые предпочитали снимать свои фильмы на ЮБК, Викторов выбрал для этого крымские степи. Правду сказать, это были не просто степи, а территория военного полигона горы Опук, что под Керчью. На нем и по сей день проводят корабельные стрельбы. Как туда пустили киношников - загадка. Но факт остается фактом: находясь на полигоне, они серьезно рисковали своими жизнями.
 
- На Опуке снимали планету Вариану, куда по сценарию высадились главные герои, -  рассказал "КП" художник-постановщик картины Константин Загорский. - Это место выбрали из-за невысоких лысых холмов, между которыми расположены лиманы. По причине сильной солености эти водоемы были розоватого цвета, а их берега - как бы с белой каймой. Вся эта неземная красота расположена на самом берегу Черного моря, которое, кстати, в кадре также видно.
 
Питались хамсой и рапанами
 
На время работы под Керчью киношники остановились в местном пионерском лагере. Кроме обычной стряпни, на которую тогда выделялось 2,6 рубля на человека, они ели и местные деликатесы - мясо свежевыловленных рапанов и хамсу. 
 
- С военными был уговор, что в месте на полигоне, где работаем мы, их корабли не стреляют, - говорит главный художник картины. - Тем не менее однажды во время съемок в нескольких метрах от площадки упал артиллерийский снаряд. Сначала мы услышали свист, потом раздался грохот, в стороны полетела земля и камни. Хорошо, что это была всего лишь стокилограммовая болванка, выпущенная из корабельного орудия. Если бы в ней находился заряд, фильм наверняка бы в прокат не вышел!
 
И хотя на горизонте кораблей киношники не видели, впоследствии выяснилось, что в море они все-таки были, а наводчику орудия почему-то дали неверные координаты условной цели на полигоне. 
Одноколесное авто будущего возили по монорельсу. 
 
Инопланетные цветы заказали на стекольном заводе
 
Но даже после ЧП съемки на Опуке продолжились. По задумке режиссера на чужой планете должна была быть диковинная растительность. Ну а на полигоне произрастали разве что колючки. Ричард Викторов решил не тратить попусту бюджет картины и не завозить на площадку искусственные цветы. Из ситуации вышли по-другому…
 
- В Керчи располагался стекольный завод, там мы заказали кристаллы в виде пластинок, - вспоминает Константин Загорский. - Их приделали на колючки, которые стали блестеть на солнце. А "живые" белые шары, которые спускаются в фильме с холма - не что иное как аэростаты, которые запускают синоптики. Их наполовину заполнили воздухом - получилась эдакая живая структура. 
 
- В натуральную величину была изготовлена так называемая "спускаемая капсула", на которой главные герои и приземлились на Вариану, - рассказал "КП" крымский мастер спецэффектов Валерий Павлотос. - Еще была сделана и ее уменьшенная до масштаба один к пяти копия для комбинированных съемок. 
 
Там же, на склоне горы Опук, снимали так называемую "Варианскую машину" - одноколесный двухместный экипаж. 
 
- По сценарию на нем перемещались жители этой планеты, - вспоминает Валерий Павлович. - Экипаж действительно обладал возможностью ездить по киношному монорельсу, который в реальности был длиной всего лишь сто метров. Конструкция катилась на двух роликах по швеллерным направляющим. Ее тянули тросом при помощи автомобиля. 
Из-за очков у актеров в глазах четверилось.
 
Роботы падали в обморок от перегрева
 
Костюмы для киношных "роботов-исполнителей" и "роботов-вершителей" были настолько тесными, что сшивать их приходилось прямо на актерах. Интересная деталь: линзы очков "вершителей" были сконструированы так, что зрителю кажется, будто роботы имеют восемь глаз. Но эти самые очки имели и обратный эффект. Надев их, актеры видели перед собой уже не один определенный объект, а четыре одинаковых.
 
- Хуже всего приходилось актерам, игравшим доброго Робота-няньку и Робота-ремонтника, - вспоминает Загорский. - Их костюмы были массивными, изготовленными из металла и пластика. На солнце такие "доспехи" сильно нагревались. Однажды от перегрева киношный Робот-нянька даже в обморок свалился. У актера случился тепловой удар, ну ничего, оправился.
 
После выхода картины в прокат на Всесоюзном кинофестивале в Кишиневе режиссер получил премию в номинации "Лучший фильм для детей и юношества". А для советских мальчишек она и вовсе стала культовой. 
 
ИЗ ФИЛЬМА СЛОВ НЕ ВЫБРОСИШЬ 
 
✪ - Со всяким бывает! (Робот-ис­пол­ни­тель)
✪ - Мы - дефектные (Робот-нянька)
✪ - Мы так чертовски далеко от дома - какая уж тут несовместимость…
✪ - Интим приветствую! (Федя Лобанов)