Водитель маршрутки, убивший шестерых человек, 10 лет бегал от суда

Даже когда выносили приговор, он пытался свалить вину на погибших.

Саша и Алена были счастливой парой. Фото: из семейного архива.

В Киеве завершено дело о ДТП, которое можно назвать рекордным по срокам. Без малого 10 лет понадобилось, чтобы наконец выслушал приговор водитель, по вине которого погибли шесть человек.

Да, это не было умышленное убийство, но у трагедии были предпосылки: за руль микроавтобуса мужчина сел пьяным. 
 
"МЫ ВИДЕЛИ, КАК ПОСЛЕ ЭТОГО ОН СНОВА ВОЗИТ ЛЮДЕЙ"
 
Весной 2003 года 26-летний Евгений работал водителем маршрутки, развозя пассажиров по Деснянскому району Киева на микроавтобусе "Форд-Транзит". В материалах суда есть свидетельство о том, что с февраля по апрель его несколько раз ловили пьяным за рулем, но все ограничивалось административными протоколами. 
 
Ночью 6 апреля 2003-го он устроил для своих знакомых пир в салоне авто. Охранник стоянки дважды видел, как "Форд" выезжал. Первый раз авто вернулось, а во второй… в гулкой ночной тишине охранник слышал, как машина набрала скорость, а затем страшно заскрежетал металл…
 
На следующий день в прессе появится информация о том, что водитель микроавтобуса "Форд-Транзит" попытался проскочить перекресток двух улиц на красный сигнал светофора и врезался в автобус ПАЗ, который собирал рабочих, чтобы развезти их по предприятиям.  Анатолий, пожилой водитель "пазика", даже спустя годы плакал на суде. Он прожил за баранкой долгую жизнь и ни разу не позволил себе что-либо нарушить. А тут человек, годящийся ему в сыновья…
 
На месте катастрофы в автобусе погибли двое рабочих, в "Форде" - двое парней и молодая девушка - 16-летняя Алена Чулюкова. 17-летний Саша Ямковой две недели пролежал в коме, но врачи оказались бессильны. 
 
- Я понимала, что сын обречен, но все же надеялась, - говорит мама Саши Ирина Ямковая. - А в это время остальные матери хоронили своих детей. Алена и Саша встречались. Как они оказались в той маршрутке, даже предположить не могу. Я год не жила, только потом поняла, что нужно учиться существовать с мыслью, что сына больше нет. Фактически все мы жили в одном доме и видели, как после этой трагедии Евгений садится за руль другого микроавтобуса и возит людей по маршруту. Он жил обычной жизнью, не испытывая раскаяния. Даже матери своего близкого друга, который тоже погиб в той проклятой маршрутке, не принес извинения. А мы все эти годы живем с болью…
 
БОЯЛИСЬ, ЧТО ИСТЕЧЕТ СРОК ДАВНОСТИ
 
В прокуратуре Деснянского района Киева нам объяснили такой юридический момент: пока не проведены все экспертизы, водитель проходит по делу свидетелем. На исследования, а их было назначено множество, понадобилось два года. А в это время Евгений покинул Украину - уехал на заработки. Вернулся спустя пять лет, вероятно, надеясь, что все забылось. Но ему предъявили обвинения, следствие возобновилось. Дело было передано в суд 26 января 2011 года. Процесс длился долго - подсудимый с помощью адвокатов затягивал его как мог.
 
- Мы боялись, что суд не закончится до 6 апреля, когда с момента преступления исполнилось бы 10 лет. Наши адвокаты говорили, что виновник нашего горя может избежать наказания, так как истечет срок давности,  - вспоминает Ирина Ямковая. - Мы долго ждали, мы очень долго терпели, переживали все - от страданий до ненависти. Самое страшное, что он так ничего и не осознал, даже пытался переложить вину на уже мертвых людей.
 
В суде Евгений действительно утверждал, что за рулем сидел не он, а кто-то другой. Хотя свидетельские показания того же охранника стоянки и охранника ночного клуба, который помогал извлекать из груды металла изувеченные тела, указывали на него, как и ряд экспертиз. Как рассказала Ирина, он и прощения не стал просить у родственников погибших, поскольку это было бы равнозначно признанию. Разве только высказал сожаление, что все это случилось с его машиной.
 
- Я просила для подсудимого максимально возможное наказание по его статье - 10 лет лишения свободы и дополнительно - лишение права управлять транспортным средством сроком на 3 года. Подсудимый должен был понимать, что, садясь за руль в состоянии алкогольного опьянения, он не только нарушает правила, но и рискует жизнями людей. И допустил такую трагедию, - говорит старший прокурор прокуратуры Деснянского района столицы Наталья Спиженко. 
 
Суд согласился с доводами прокуратуры. Евгения приговорили к 9 годам лишения свободы, уменьшив срок с учетом того, что ранее он не был судим. 
 
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
 
По результатам работы мобильных групп Госавтоинспекции и Главтрансинспекции, за 2012 год было проверено более 300000 единиц пассажирского транспорта. Более 15000 машин находились в неисправном состоянии. Более 500 водителей были сняты с маршрутов за то, что вышли на работу пьяными. Около 7000 превышали скорость. Порядка 300 водителей управляли автобусами и маршрутками, не имея в правах категории "Д", то есть не имея положенной квалификации. 
 
ЕСТЬ ПРОБЛЕМА
 
За руль - с судимостью и без прав
Аварии с маршрутками происходят из-за жадности их владельцев и водителей-лихачей. Фото: Артем СЛИПАЧУК.
 
Кто их нас не сталкивался с водителем маршрутки, от которого разит перегаром? Кто не наблюдал, как водила одной рукой дает сдачу, а другой, прижимая к уху мобильный телефон, лихо крутит руль? И наверняка каждому из нас приходится быть невольным участником уличных гонок, когда дребезжащая машина несется по дороге, чтобы обогнать конкурента и первой забрать клиентов. А ведь это может стоить пассажирам здоровья и даже жизни. А водителям, если, конечно, сами останутся целы, иногда не грозит даже потеря работы. 
 
В том же Деснянском районе Киева мне привели в пример три случая, когда уличенные в грубых нарушениях ПДД водители вновь выходили на трассы. В июле прошлого года к четырем годам с отсрочкой приговора был осужден маршруточник, который насмерть сбил возле остановки транспорта женщину. Суд лишил его права управлять машиной на полтора года, но водитель, несмотря на это, лихо крутил баранку и превышал скорость, о чем свидетельствуют два протокола ГАИ. Благополучно колесит по Киеву и коллега осужденного по цеху, против которого за аварию с тяжкими последствиями возбуждено уголовное дело. И тоже нарушает, иначе об этом не стало бы известно. Сейчас районная прокуратура разбирается с этими фактами, но если только в одном районе Киева за год их три, то можно только представить, что творится по всей Украине...  
 
- Добросовестные владельцы маршруток, как правило, строго следят за тем, чтобы водители соблюдали правила, проводят медицинские осмотры, штрафников отстраняют. Но в конечном итоге, если случится серьезное ДТП, ответственность будет нести водитель, а не его работодатель, - говорит адвокат Вадим  Демидов. - Поэтому недобросовестные владельцы выпускают провинившихся на дорогу, чтобы приносили выручку. К тому же человек, много раз нарушивший правила в Кировограде, может спокойно устроиться на работу в Киеве, и о его прошлом никто не узнает. Единой базы нарушений Правил дорожного движения в Украине нет. В свою очередь, в сознании водителя невольно укладывается, что пренебречь установленным порядком  - это не такая уже и беда. Пока не случится очередная трагедия…