На мой взгляд, многие провалы украинской внешней политики объясняются неадекватной оценкой процессов, происходящих в современном мире. Так, у нас до сих пор еще в ходу стереотипы времен холодной войны или даже эпохи национального пробуждения XIX века. Украинские политики до хрипоты могут спорить о выборе между восточным и западным вектором экономической интеграции, всерьез полагая, что наша страна находится в каком-то уникальном положении между "европейским" и "российским" лагерем. Забудьте об этом! Этой развилки не существует.
И Западная, и Восточная Европа (частью которой мы являемся) находятся на одном континенте. Объективно Европу объединяет не только география, но и история, экономика, культура. В этом смысле нет и не может быть никакого противопоставления между украинцами и, например, поляками, немцами, русскими или французами - все это европейские нации, развитие которых естественным образом вмонтировано в европейскую историю.
Полвека назад президент Франции генерал де Голль говорил о неизбежности построения единой Европы. Сегодня эти мечты постепенно начинают превращаться в реальность.
Речь идет не только об интеграции в рамках ЕС - параллельно в Восточной Европе идет такой же процесс под эгидой Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Не случайно проект, реализуемый на постсоветском пространстве, исповедует те же принципы, по которым некогда создавался Европейский союз.
ТС И ЕС - КОНКУРЕНТЫ ИЛИ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ БОЛЬШОЙ ЕВРОПЫ?
Сегодняшнее положение Таможенного союза приблизительно соответствует уровню интеграции в Западной Европе, но по состоянию пятьдесят лет назад. Напомню, что ЕС начинался с Европейского объединения угля и стали. Вскоре объединение, состоящее из шести государств, переросло в Европейское экономическое сообщество, которое обеспечило свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и людей в рамках данного союза. И уже ЕЭС, постепенно включающее в свой состав все новые и новые европейские государства, стало базой для ЕС. Точно такие же функции призван выполнить Таможенный союз на постсоветском пространстве.
В этом смысле ТС является лишь одним из этапов экономической интеграции - на очереди уже стоит создание Евразийского союза, которое намечено на 2015 год. И если нам ориентироваться на участие в данном процессе, но целью Украины, очевидно, должен стать не ТС, а именно Евразийский союз, который его сменит уже через два года. В любом случае нам нужно внимательно изучить принципы, стандарты и правила, действующие в интеграционном объединении. Ведь сотрудничество с его членами играет принципиально важную роль для Украины.
Поскольку трансформация постсоветского пространства проходит с опорой на опыт Евросоюза, то многие принципы, лежащие в основе ТС, соответствуют европейским. Высшим руководящим органом в ТС является Межгосударственный совет (прямой аналог Европейского совета), в который входят главы государств и правительств сообщества. Он призван решать наиболее важные вопросы развития объединения. Отдельные институты Совета расположены в различных городах. Так, Суд сообщества - в Минске, Межпарламентская ассамблея - в Санкт-Петербурге, Секретариат - в Алма-Ате и Москве. Заседания Межгосударственного совета также проводятся в различных регионах с по-очередным председательствованием стран-участниц.
ЧТО ИЗМЕНИТСЯ ДЛЯ УКРАИНЫ С ПОЯВЛЕНИЕМ ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА?
Что касается экономики, Евразийский союз идет по пути унификации норм, максимального приближения к европейским принципам макроэкономической политики, выработки общих правил субсидирования, конкуренции, тарифов, создания единых стандартов и техрегламентов. С одной стороны, подобная универсальность создает основу для единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. Которое, возможно, появится в будущем. Но для Украины эту новость нельзя назвать исключительно позитивной.
Если наша страна останется вне процессов европейской и евразийской экономической интеграции, то потери Украины в изоляции трудно даже оценить в денежном эквиваленте. Сегодня мы хорошо знаем, как трудно пробиться на европейский рынок с продукцией, которая по степени передела находится хоть немного выше сырья или полуфабриката. Наши производители сталкиваются с искусственными барьерами, различными техническими стандартами, квотами, обвинениями в протекционизме и т.д. Не исключено, что на рынках Евразийского союза, который все более приобретает черты ЕС, нас ожидают те же проблемы. Сегодня мы продаем на Восток продукцию украинского машиностроения, ВПК и других технологичных отраслей (то есть то, что создано еще по общим советским стандартам), но скоро нам могут и здесь оставить лишь сырьевую нишу. Есть риск, что всего через несколько лет в мире останется только одна действительно "постсоветская страна" - и это будет Украина.
|
РЕАЛЬНАЯ И МНИМАЯ ЕВРОИНТЕГРАЦИЯ
К сожалению, пока мы идем неверным путем. Договор о Зоне свободной торговли с ЕС, который нынче ошибочно (а скорее, преднамеренно!) преподносят в качестве альтернативы Таможенному союзу, не решает вопросов европейской интеграции. Это тупиковая ветвь, она лишь может сделать Украину одним из инструментов для преодоления экономического кризиса в странах ЕС, но не более того. За ЗСТ нет никаких перспектив развития отношений. Тот договор, который готовится с Украиной, подразумевает лишь использование нашей страны в качестве рынка для товаров, без каких-либо шансов на аналогичные уступки со стороны европейских партнеров.
Как выглядят подобные переговоры в том случае, когда стороны осмысленно подходят к защите своих интересов, хорошо видно на примере подготовки Зоны свободной торговли между ЕС и США. Согласование позиций длится уже шесть лет! Подход к каждой букве договора крайне ответственный, так как обе стороны прекрасно осознают, к чему приведет малейшая оплошность - иностранные производители вытеснят с рынка местный бизнес. Разве это похоже на подписание соответствующего договора с Украиной фактически "втемную"?
Украинским политикам пора осознать, что построение европейской страны на базе сырьевого придатка развитых стран - это безнадежная задача. Но для развития иных, высокотехнологичных отраслей Украине требуется объемный рынок, получить который мы можем лишь в Евразийском союзе. Только здесь Украина как часть ранее существовавшего - еще советского - единого промышленного и экономического пространства имеет хоть какой-то вес. Украина может и должна стать важной частью процесса европейской интеграции, но динамический центр этой интеграции сегодня находится не на Западе, а на Востоке. Мы однозначно станем частью Большой Европы, вопрос - в каком качестве. От нас зависит, будет ли Украина периферией европейского мира или одним из центров европейской интеграции.