ДРЕМЛЮЩИЙ ЗВЕРЬ ВЕРЫ
В большинстве арабских стран революционное противостояние проходило четко по линии: "государство - народ". Армия воевала с повстанцами, а народ жил своей жизнью. В Сирии сложилась совершенно иная картина, отличная от той же Ливии. В Ливии не было панического бегства целых городов и районов "на сторону Каддафи". Люди молча или с радостными криками принимали новую, "революционную" власть, меняя на площадях одни флаги на другие. И в целом смена власти обходилась революционерам достаточно дешево. В Сирии за прелести жизни без режима Асада уже заплачено 70 тысячами людских душ. И сдаваться никто не собирается. Плата за проигрыш в этой войне - исход с территории Сирии миллионов людей. Или смерть. Это касается и боевиков, и "федералов". Вместе они уже не уживутся - слишком много крови пролилось, слишком разные взгляды на жизнь и веру.
Нравы радикальных мусульман не понравились многим жителям самой светской и образованной страны Ближнего Востока. Беженцы, которых вбирает в себя Дамаск, бегут не столько от бомбежек, сколько от оголтелых исламистов и, не стесняясь, демонстрируют свою поддержку действующему правительству.
Ко второму году боевых действий революционеры разбудили страшного дремлющего зверя - "религиозный фактор". Посмотрев на художества в христианских кварталах Хомса, на бродящих по Дамаску монашек из разоренных монастырей, миллионная христианская община Сирии осознала, что отсидеться в церквях и в своих районах-анклавах не получится. И найти общий язык с "Аль-Каидой" не удастся. Христиане своей поддержкой Башара Асада неожиданно стабилизировали противостояние под Дамаском, чаши весов пришли в равновесие.
|
ХРИСТИАНСКИЙ БЛОКПОСТ
Насмотревшись на то, во что выродился изначально социально-экономический протест, даже многие критики режима Асада предпочли если не "переметнуться", то хотя бы сохранить нейтралитет. А простые сирийцы, далекие от политики, прикинув перспективы в случае победы революции, стали самоорганизовываться в ополчения.
Христианский район Джарамана на окраине Дамаска расположен впритык к трассе на
аэропорт. В последние дни эта стратегическая дорога тоже стала небезопасна, безопасных дорог здесь вообще практически не осталось. Водитель выжимает из "Тойоты" 160 километров в час, косясь на руины. Время от времени снаружи неприятно щелкает. То ли камешки под протекторами, то ли одиночные выстрелы. Встречных машин практически нет. Как и попутных. Несильно заметно и присутствие армии.
- Мы сами их просили не входить в наш район, - встречает нас на въезде в Джараману командир отряда ополченцев Абу Есиф. - Потому что это будет явная цель для боевиков. И наш район сильно пострадает. Мы защищаемся сами. Бандиты уже не лезут на нас штурмом, было несколько попыток, мы отбились. Но теперь они проводят теракты. Последний был 10 дней назад.
|
"БАШАР - ОН КАК ПРОРОК"
Абу Есиф - из друзов (религиозная община мусульман-исмаилитов. - Прим. авт.), раньше держал лавку, торговал сладостями. Сейчас у него на шее висит автомат Калашникова, а в кобуре - бельгийский револьвер "Барракуда".
- Мой сын был убит в Хомсе, - показывает мужчина фото молодого улыбающегося парня в мобильном телефоне. - Он служил в армии, четырежды был ранен, но, едва вставал на ноги, тут же отправлялся на передовую. Вшестером они стояли на блокпосту, утром на них напали человек 30. Убили всех. Я взял в руки оружие, потому что не хочу, чтобы в нашем районе повторилось то, что в христианских районах Хомса.
Джараману боевики пытались штурмовать несколько раз, однако вчерашние сапожники и учителя не без помощи опытных бывших военных успешно отбили атаки. Не дав перекрыть артерию, ведущую в международный аэропорт. Вооруженная оппозиция в отместку перешла к терактам. Поэтому все въезжающие машины на посту досматриваются с особой тщательностью.
- Хуже, когда снайперы стреляют издалека, - кивает в сторону руин за дорогой Абу Есиф. - Вот из этих разрушенных домов и стреляют. На этом посту от огня снайперов уже погибли девять человек. Причем разных вероисповеданий. У нас в ополчении не только христиане - и алавиты, и сунниты, и друзы, и армяне есть. Еще мы приняли беженцев из соседних деревень, занятых оппозицией. Самое главное, что все любят родину.
- И президента Асада?
- Конечно, Башар - он как пророк. И для народа делает очень много полезного. Особенно сейчас.
|
По словам собеседника, власть не медлит с благодарностью ополченцам. Курдам, которые организовали свои отряды самообороны на севере Сирии, распоряжением президента провели "дачную амнистию" или легализовали незаконно построенные дома. Что бы ни говорили о сирийском президенте на Западе, поддержка Башара Асада с каждым витком напряженности в стране не ослабевает даже в занятых мятежниками регионах. Просто выражать ее публично там смертельно опасно.
- При Башаре Асаде, до начала войны, мы особо не интересовались, кто из нас какой национальности, какого вероисповедания, - приглашает нас в храм Святого Антония церковный певчий Басар Эль Хури. - В Сирии много тысяч лет люди жили, не обращая внимания на религию друг друга. Все считали себя сирийцами. И в нашем районе пока так и остается. По крайней мере нападений на церкви еще не было в отличие от того же Хомса.
Храм оказался подземным, как у первых христиан. Строили его на пожертвования местного бизнесмена, причем мусульманина. Ряды деревянных лавок, узенькие окошки-бойницы под самым потолком, церковная служба на арабском, и только от икон византийского письма повеяло родным. Басар собирает свой небольшой хор - спеть для неожиданных гостей-единоверцев из России. После мы еще поговорили немного - по совету певчих ждали начала дневного намаза, когда дорога на Дамаск не так интенсивно простреливается исламистами.
Мы спросили: сколько еще продержитесь?
- Сколько себя помню, сколько помнит себя мой отец, все это время нам не мешали молиться и жить так, как мы хотим. За это мы будем воевать. Получается, что и за свою веру тоже, - ответил Басар.