Музей и бизнес: совместимо?

А за городом зима, зима… Здесь снег белый и кристаллический, как сахар, соломенные крыши хаток укутаны шапками, а в будний морозный день такое безлюдье, что создается впечатление абсолютного покоя.

Молодая пара - Кэрри и Кэн из Вашингтона - прыгает от восторга, попав в такой большой музей. Фото: Максим ЛЮКОВ.

Хотя в заповеднике старины на окраине Киева на самом деле кипят нешуточные страсти. Мы в Пирогове - Национальном музее народной архитектуры и быта под открытым небом. 

СЯДЬ НА ПЕНЕК - СЪЕШЬ ПИРОЖОК
 
В январе 2012 года экс-министр культуры Михаил Кулиняк совершил музейный переворот. Должностей лишились директора сразу пяти ведущих музеев столицы. В числе уволенных оказался и руководитель музея "Пирогов" Павел Федака, которого отстранили от должности по результатам проверки КРУ. На нового шефа - Дмитрия Зарубу, бывшего зама госслужбы по туризму - музейщики смотрели искоса: чиновник... 
 
На днях в Интернете появилось открытое письмо, в котором коллектив грозил бессрочной акцией протеста, а музею пророчил полный крах, если пожилой ученый Федака, которому удалось выиграть суды, вернется на место Дмитрия Зарубы. При этом его ученые заслуги признавали все, но… жизнь ведь так некомфортно устроена! Кроме возвышенного всегда приходится и о деньгах думать. 
 
- В конце января 2012 года на счету музея было 3000 гривен, тогда как каждый месяц только на охрану нужно 120000 и 80000 - на коммунальные услуги. Даже по этим статьям, которые государство обязано обеспечить наравне с зарплатой, вопросы не решались, - рассказывает сам Заруба. - Частично выручила Масленица, которая принесла нам 200 000. А впоследствии мы вышли и на прибыль.
 
Может ли музей зарабатывать себе деньги, если дырявому государственному бюджету все не до культуры? Особенно, если в этом музее не выставляются картины Рембрандта.
 
Чтобы поправить дела, новое руководство ввело новшества, которые старая гвардия посчитала едва ли не святотатством. Возле Певческого поля появились деревянные ларечки, из которых вкусно запахло шашлыками, блинчиками и хмелем. Антиалкогольный закон, что интересно, на культурные заведения не распространяется. И если в театре во время антракта можно опрокинуть рюмку коньяка, то почему бы под открытым небом не раскупорить бутылочку пива?
 
- В среде музейных работников принято считать, что у них один универсальный посетитель. А ведь это не так. Одни приходят, чтобы поучить истории ребенка, другие - самим получить эстетическое наслаждение, третьи - отдохнуть и повеселиться. Для каждой категории нужно развивать свою программу. Поэтому мы решили, что раз в неделю должны устраивать интересные массовые мероприятия, - говорит Дмитрий Заруба. - Также разрешили проводить на нашей территории корпоративы и пикники, что раньше было под запретом. Жесткий запрет - только на костры. Готовую еду можно приносить  с собой. 
"Белая гвардия" в Пирогове. Съемки фильмов и телепередач - это еще одна статья дохода. Фото: Максим ЛЮКОВ.
 
МЕЦЕНАТЫ НЕ СПЕШАТ
 
В 2011 году музей провел 17 массовых гуляний (сотрудники говорят, что Федака сокращал мероприятия намеренно, чтобы народ на территории меньше пачкал), а в 2012-м - 36. Чистоты ландшафту это, конечно, не прибавило, но уборщики наряду с научными работниками стали получать премии. 
 
- И за организацию массовых мероприятий нам стали доплачивать, чего раньше никогда не было, - говорит научный сотрудник Нина Зозуля. - Новому директору ставили в упрек, что при нем рухнула старая поветь, но сколько за время существования музея их рушилось! 
 
Поветь, по-современному - сарай, сейчас восстанавливают. Но это ведь не один проблемный объект. Привезенные в разное время из разных уголков Украины древние строения - не в лучшей форме, основы у многих сгнили, деревянные стены точит короед. Зимой строения не отапливают, дерево не обработано консервантами - слишком дорогая для государственного музея роскошь, поэтому его обдувают ветра, поливают дожди и высушивает солнце. Знаменитая 500-летняя хата - одно из самых древних деревянных строений в Европе - держится из последних сил. Вмешиваться в жизнь домишек грубо нельзя - пропадет аутентичность. Их нужно бережно реставрировать, но средств на это не выделяют.
 
- Когда я пришел на место директора, не раз слышал: музей должно обеспечивать государство. Если не обеспечивает, то надо закрывать экспозицию и идти на улицу с пикетами. И это выход? За рубежом давно пришли к выводу, что музейная работа - это бизнес. И его нужно развивать по всем направлениям, которые будут не в ущерб коллекции, - говорит Дмитрий Заруба. 
 
За рубежом музеи живут за счет пожертвований от меценатов. Но в киевский Пирогов меценаты не рвутся. У Фонда Ахметова, например, опыт сотрудничества с прежним руководством оказался печальным. В прошлом году Дмитрию Зарубе удалось договориться с губернаторами ряда областей, чтобы они помогли отремонтировать секторы своего края, и на том большое спасибо. Чтобы оценить масштабы проблемы, скажем, что реставрация одной только ветряной мельницы тянет на 100 000 - 200 000 гривен. И таких "голодных" объектов в музее под триста.
 
Сложный вопрос даже с соломой (казалось бы!). Старая, разумеется, приходит в негодность, а где новую взять? Та, что срезают комбайнами, - не годится, быстро приходит в негодность, потому что ножи большой машины портят стебель. Соломку для крыши нужно руками собрать и цепами обмолотить, как в старину. А эту технологию сохранили в Украине только несколько предприятий, которые ориентируются на интерьер в ресторанах. Цены у них, сами понимаете...
 
УВОЛИЛИСЬ 27 ЧЕЛОВЕК
 
Но  и у второй стороны - своя правда. Лидия Орел проработала в Пирогове более 40 лет, создала своими руками более 15 тысяч экспонатов и пережила семь директоров. А теперь она с болью смотрит на перемены в концепции развития музея. 
 
- При Павле Федаке развивалась наука. Если праздники проходили, то по историческим обрядам и обычаям. А сейчас все превратили в шоу, утрачена просветительская программа, фактически не осталось реставраторов, зато развели юристов и заместителей директора. В прошлом году вместе со мной из музея 27 человек ушли. И только семеро из них пенсионеры. Бизнес с музейной работой сочетать нельзя. 
 
Конфликт поколений? Старая гвардия жрецов храма против новой поросли - молодчики-заробитчане? Лидия Григорьевна уверена, что это не так. Хотя, да, современность, наверное, менее романтична, более цинична и меркантильна - и это условие выживания. Даже аскетичному служителю науки будет не по душе, если самый большой в Украине музей превратится в развалины. 
 
…А туристов, оказывается, здесь можно встретить и в будний морозный день. Молодая пара из Вашингтона - Кэрри и Кэн - светятся детским восторгом, бегая по скользким дорожкам. Юная Кэрри - сама музейный работник, о Пирогове узнала из туристического справочника и говорит, что мечтала попасть сюда, собираясь в Украину. Когда мы спросили, что ей понравилось больше всего, девушка рассмеялась:
 
- Здесь сразу можно увидеть так много!
 
СПРАВКА "КП"
 
Национальный музей народной архитектуры и быта Украины является самым большим музеем под открытым небом в Европе. Основан 6 февраля 1969 года. Общая площадь - 130 гектаров.
 
В музее около 300 памятников народной архитектуры. Фондовое собрание музея насчитывает более 70000 экспонатов. Чтобы обойти все объекты, потребуется не меньше 6 часов.