Сегодня в Одессе похоронят три жертвы авиакатастрофы в Донецке - помощника председателя главы Одесского облсовета Валерия Бабкова, сотрудника СБУ Сергея Бутенко и владельца строительной компании Александра Грушевича. А вчера уже простились с сотрудником авиалиний Виктором Горбатенко.
Тем временем почти все уцелевшие пассажиры вернулись домой в Одессу. Некоторые в буквальном смысле слова празднуют свое чудесное спасение.
Видео Первого Национального.
Одесский адвокат Виктор Соловьев считает, что судьба его уберегла от гибели.
|
- Компания мужчин хотела сидеть вместе, и меня попросили пересесть на ряд вперед, - рассказывает он. - Я был не против. И оказался дальше от самого опасного места. А на том месте, где сидел человек, попросивший поменяться, и был авиадиспетчер Дмитрий Песня, который погиб.
Виктор решил лететь в Донецк за три дня до матча - друзья предложили. Билеты и на самолет, и на матч купил в выходные.
- О том, что полечу на таком старом самолете, узнал только, когда нас подвезли к трапу, - говорит Виктор. - Я на таком летал около десяти лет назад. Стало страшновато, но не возвращаться же домой? Да и деньги заплачены. Слава Богу, жив остался!
- После крушения помощь уцелевшим оказали? Все нормально?
- Все было на уровне проставления галочек, чтобы потом никто не ругал чиновников. Если скорая приехала, то всех нужно забрать в больницу, если милиция - то держать всех, пока не опросят последнего человека. Никакой координации - мы не знали, куда идти и что делать. Я намерен судиться с компанией.
А вице-губернатора Одесской области Дмитрия Волошенкова от полета этим рейсом уберегла… работа. Чиновник увлекается спортом - часто играет в футбол с друзьями, да и важные матчи старается не пропускать. На матч в Донецк летели некоторые его коллеги, и он тоже собирался. Однако 13 февраля губернатор Эдуард Матвийчук был с президентом Виктором Януковичем в рабочей поездке и поручил Волошенкову наградить афганцев и провести совещание. К тому же на следующий день была назначена сессия облсовета.
- Как бы я ни относился к футболу, но не мог позволить себе полететь на матч, - отметил чиновник.
Видео Павла Колесника.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Командир экипажа: "Мы попали в волну промышленного тумана"
|
Сергей Мелашенко лежит с переломом руки в Донецкой областной травматологии. Все время прокручивает в голове случившееся, сильно переживает.
- Были неблагоприятные условия для посадки: туман, наплывающий волнами. Летчики знают, что именно для Донецка характерна такая суровая погода, она бывает из-за выбросов промышленных предприятий. Видно полосу - потом затянуло, опять кусок чистый - опять пошла волна. Видимо, мы попали в эту волну, и я потерял из виду наземные ориентиры. Поэтому принял решение об уходе на второй круг. Это стандартная процедура.
- Поэтому шасси не были открыты?
- Шасси были уже убраны, так как я начал процедуру ухода на второй круг.
Хорошо, что посадка была не на бетон, а на землю, на бетоне было бы еще жестче.
- Говорят, это старый самолет без электроники, принимающей информацию аэропорта.
- Самолет оборудован всем необходимым, и приборы не сообщали экстренную информацию о столкновении или еще что-то. Все в штатном режиме работало.
ОФИЦИАЛЬНО
Прокуратура выдвинула шестую версию - теракт
На расследование крушения Ан-24 в Донецк съехалось руководство МВД, СБУ и Генеральной прокуратуры. Вчера силовики озвучили расширенное число версий катастрофы. К ранее озвученным (ошибка пилотов или диспетчеров, технические неисправности самолета, сбой работы наземного авиационного оборудования, метеоусловия) добавили еще одну - теракт.
- Отрабатывается версия о возможном нахождении на борту предметов, которые не должны были там находиться, взрывоопасных веществ и механизмов, - пояснил Владимир Породько, замглавы СБУ.
ВОПРОСЫ РЕБРОМ
|
1 Почему самолет не загорелся?
Пассажирам рокового рейса повезло, говорят специалисты. Конечно, окончательные выводы - за экспертами. Но одно можно сказать наверняка: помог случай. Если бы самолет завалился не на правое, а на левое крыло и его понесло бы в другую сторону, пожар был бы неизбежен. А так, пропахав на брюхе почти 250 метров, пересекая различные технические зоны, неуправляемая махина остановилась вблизи пожарных аэропорта. Те сразу же потушили горящий двигатель и не допустили возгорания керосина, которого в баках (по нашим данным) было около тонны.
- Я получил по рации сигнал тревоги, вскочил в машину, и на месте мы оказались меньше чем через минуту, - рассказывает Сергей Кузнецов, командир отделения пожарной службы аэропорта. - Опоздай мы хотя бы на минуту, самолет мог сгореть дотла. Спасение пассажиров я считаю чудом. Пожар удалось быстро потушить, в бетонный забор они не врезались, хотя он был совсем рядом, а самое главное - шасси не были выпущены, поэтому самолет не разлетелся на части при соприкосновении с землей.
Первым делом пожарные залили пеной пылающий правый двигатель и вытекающий из крыла горящий керосин, а затем бросились вытаскивать оставшихся в салоне пассажиров.
- Члены экипажа очень много сделали, хотя сами все были в крови. Они вытаскивали людей и помогали нам быстро оценить обстановку. Первым делом к нам подбежал капитан и сказал, что в салоне люди, заливать его пеной нельзя, иначе они захлебнутся. Многие пассажиры выбрались самостоятельно, какой-то прокурор кричал, что внутри остались какие-то важные документы, потом эти документы нашли.
Пожарные аэропорта вместе с летчиками освободили зажатого креслами 9-летнего Диму. Он не плакал, но все время спрашивал, что с его отцом. Поначалу говорили, что это сын погибшего депутата Валерия Бабкова, но потом оказалось, что папа ребенка - директор ООО НПФ "Одессатопливо" Сергей Бутенко, который тоже погиб.
2 Зачем секретничают со списком пассажиров?
Уникальный случай, когда фамилии и имена пострадавших журналистам приходится узнавать не из официальных источников, а выпрашивать, выкупать у источников, причем последние информацию предоставляют так, словно бы это страшная государственная тайна - на небольших клочках бумаги с намеком: "если что, съедай".
- Все дело в том, что на борту чартера оказались те, кто по идее там оказаться не должен был, - объясняет наш источник в правоохранительных органах. - Судите сами: посреди рабочей недели на, прямо скажем, не самом дешевом рейсе оказались чиновники, судьи и прокуроры. Это же все как-то объяснять нужно будет. Не так ли? Понятно, бизнесмены - они сами себе хозяева, хотят - едут поездом, а хотят - все билеты на самолет выкупают, но ведь тут бюджетные служащие, получающие официальные зарплаты. Рано или поздно возникнет вопрос откуда у них деньги на билет за 4 тысячи гривен?
3 Было ли давление на экипаж?
В СМИ активно обсуждается версия о том, что вип-пассажиры якобы требовали от пилота посадки, чтобы успеть на матч (прибыли за три часа до начала). Поэтому и заговорили, что авария в Донецке - повтор катастрофы с самолетом польского президента, который разбился под Смоленском.
- Я не следил за тем, наведывается ли кто-то в кабину пилота, - говорит студент Олег Ошеек. - Но среди пассажиров ходят разговоры, что действия воздушного командира пытались ускорить высокопоставленные пассажиры, торопясь занять места на трибуне.
Однако следствие опровергает эту версию.
- По предварительным показаниям допрошенных, в кабине не было никого из посторонних. Только члены экипажа - 4 человека, - заявил в Донецке Виктор Войцишен, заместитель генпрокурора.
Подтверждает эти слова и находившийся на борту летчик-стажер Клим Куликов.
- Пассажиры на пилотов не давили. Больше ничего не скажу, сейчас идет следствие, оно во всем разберется, - сказал нам парень.
4 Откуда на борту столько "зайцев"?
Сколько на рейсе было "зайцев" (по разным версиям, от 5 до 16), а главное - кто они и как сумели пройти несколько кордонов контроля, официальные службы не говорят. В милиции предполагают - это родственники членов экипажа. Дескать, взяли на борт покататься. Действительно, среди погибших был Виктор Николаевич Горбатенко - брат одного из членов экипажа Максима Горбатенко, но он летел с билетом. В самом Одесском аэропорту про это молчат и обещают прокомментировать позже. Между тем неофициально сотрудники аэровокзала признаются: "На внутренних рейсах безбилетники - обычная практика".
- По каким-то причинам человек не смог приобрести билет, а лететь ну позарез нужно, - объясняет пилот Николай. - В самом аэровокзале есть люди, к которым можно подойти со своей проблемой, и они помогут. Стоит это по-разному, но сэкономить на этом уж точно не получится, и то, что пишут, мол, "зайцы" летели за полцены - неправда. Если бы дело было так - то все летали бы "зайцами". Или нет?
Между тем поговаривают, что "нелегалы" на чартере не просто катались, да и футбол их не особо интересовал. Дескать - они в багаже везли деньги. Потому и предпочли не светиться при покупке билетов.
Сразу после катастрофы появилась информация о пяти незарегистрированных пассажирах. Позже прозвучало, что таких было 16. Якобы из-за "зайцев" даже были сложности с опознанием погибших.
В Одесском аэропорту уже проверяют, были ли нарушения с регистрацией на рейс. Но перевозчик заверяет, что согласно ведомости, подписанной капитаном самолета, на борт поднялись 36 пассажиров и 8 членов экипажа.
Тем не менее единственная женщина-пассажирка, которую долго разыскивали журналисты, оказалась именно "зайцем". Якобы 29-летняя Ольга Стахурская -бортпроводник, поэтому ее и пропустили на борт. Мы хотели узнать наверняка, правда ли это, но когда дозвонились девушке, она лишь сказала, что комментировать ничего не будет.