"Через тернии к звездам": за вывеску "Слава КПСС!", попавшую в кадр с инопланетянами,Госкино устроило взбучку

Вышедший на экраны в 1980 году фильм легендарного советского фантаста Ричарда Викторова по сценарию Кира Булычева чуть не попал на полку, зато переплюнул по спецэффектам даже Голливуд

Актрису Елену Метелкину нашли в модельном агентстве.

"Картина значительно опережает свое время!" - восторгались критики после премьеры. И действительно, столь живого и динамичного мира, в котором гармонично сосуществуют люди и пришельцы, никто до этого на голубом экране не видел. И дело тут не только в сюжете. "Через тернии к звездам" буквально изобилует различными ноу-хау в области спецэффектов. Весьма реалистичная невесомость, космические корабли, вездеходы и, конечно же, сами пришельцы. Снимали этот шедевр в Таджикистане, Крыму и павильонах Московской киностудии имени Горького. 

Невесомость - под водой и вверх ногами 
 
- Впервые в мировой практике мы сумели снять невесомость без всяких тросов, на которых летали актеры, - вспоминает крымский мастер спецэффектов Валерий Павлотос. - Макет отсеков разрушенного космического корабля, который обнаружил звездолет "Пушкин", погрузили в бассейн гостиницы "Ялта". На актерах были акваланги, а поверх них шлемы - вот они как бы и летали в своеобразной гидроневесомости. А чтобы сделать незаметными пузырьки воздуха, которые выходили из костюмов, сцены старались снимать вверх ногами, и тогда пузырьки шли вниз. 
 
Правда, актер Улдис Лиелдиджс, который играл специалиста по контактам с инопланетным разумом Сергея Лебедева, лезть в воду наотрез отказывался. И на то была веская причина…
 
- Во время съемок оголился силовой кабель, из-за чего оператора и одного актера сильно ударило током - с трудом откачали, - рассказывает художник-постановщик фильма Константин Загорский. - Вот Улдис и заупрямился. Еле уговорили его сняться в воде в крупных планах, а остальную работу проделал каскадер. 
 
По сюжету именно в этом взорванном космическом корабле команда "Пушкина" и находит клона Нийю, которую сыграла Елена Метелкина.  
 
- Актрису на эту роль искали очень долго, - продолжает Константин Иванович. - Все претенденты выглядели очень уж по-земному. Не знаю подробностей, но Елену нашли случайно в одном из московских модельных агентств. Сразу после проб ее побрили наголо. А потом с ее тела и лица сделали гипсовые слепки и наполнили их жидким пенопластом. Таким образом были изготовлены киношные мертвые клоны.  
Космоход сделали из бронетранспортера. 
                              
Биомассу сделали из теста 
 
Погибающую от экологической катастрофы планету Дессу, куда земляне вместе с Нийей прилетели, чтобы ликвидировать загрязнения, снимали в Таджикистане близ города Исфара. Очень уж режиссеру приглянулись здешние горы - удивительно красивые и разноцветные из-за смеси множества видов грунтов. А еще незадолго до приезда киношников там произошло сильное землетрясение, которое разрушило несколько населенных пунктов и местную тепловую электростанцию. Причем почва под ней осела на несколько метров, и получившиеся впадины наполнились водой. Образовалось эдакое озеро со строительным мусором и техникой - ну чем не техногенная катастрофа!                         
 
- На Ялтинской киностудии мы изготовили вездеход, на котором космонавты исследуют планету Дессу, - вспоминает Валерий Павлотос. - За основу взяли армейский гусеничный бронетранспортер, а также детали от самолета. Готовый планетоход в Симферополе погрузили на железнодорожную платформу и отправили в Таджикистан. 
 
А так называемую биомассу, которая вырвалась из лаборатории клонирования на Дессе, снимали в павильоне Ялтинской киностудии. Сделали ее из теста и пожарной пены, а чтобы биомасса ожила, в ней плавали аквалангисты. 
Строительство макета космического корабля в бассейне гостиницы "Ялта".
 
Премьера едва не провалилась из-за Афганской войны
 
Некоторые эпизоды с чужой планеты снимали под Керчью - на разбомбленном в Великую Отечественную сталелитейном заводе. 
 
- Там мы сильно прокололись! Но всплыло это уже после того, как съемки закончились и фильм был смонтирован, - вспоминает помощник звукорежиссера и альпинист Михаил Резниченко. - Ричард повез пленку в Госкино на комиссию. Вернулся бледный и нервный. "Давай на монтажный стол, пересматривать!" - гаркнул нам. Промотали до момента, который записывали под Керчью. А там на треть кадра на одной из металлоконструкций висит транспарант "Слава КПСС!". Забыли снять! Чудом удалось замять этот конфуз.
 
Была еще одна проблема с выпуском картины в прокат.
 
- В 1979 году СССР ввел войска в Афганистан, - говорит Михаил Резниченко. - В Госкино боялись, что сюжет фильма очень напоминает события в горячей точке. Советы пришли в Афганистан, чтобы что-то изменить, и в фильме показаны земляне, которые прилетают на другую планету с похожей целью. Из-за этого премьеру чуть было не перенесли.          
 
ИЗ ФИЛЬМА СЛОВ НЕ ВЫБРОСИШЬ 
 
✪ - А ты любишь детей? Или ты их не знаешь?
- Я знаю. У меня были сестры и братья.
- В пробирках?
 
✪ - Это мне урок: не окружать себя преданными дураками…
 
✪ - Голубое небо очень вредно для глаз!
 
✪ - В воде жить нельзя!
 
- Попробуй…
✪ - Будьте вы прокляты, до чего довели планету!
 
✪ - Не открывать! Там хищник!
- Коты не стучат! 
 
КСТАТИ
 
Создатель "Чужого" учился у наших строить декорации 
 
После просмотра фильмов Ричарда Викторова "Отроки во вселенной", "Москва-Кассиопея" и "Через тернии к звездам" создатель "Гладиатора" и "Чужого", легендарный американский режиссер Ридли Скотт был так впечатлен, что срочно вылетел в Москву.  
 
- Он был у нас на киностудии два раза, - рассказывает кинохудожник  Константин Загорский. - Интересовался, как удалось построить ту декорацию, эту. Ведь по технологии создания спецэффектов мы по тем временам обогнали американцев.