В галерее искусств хранят картины Тициана и Рубенса, а в хранилищах бродят привидения

Сегодня исполняется 106 лет Львовской картинной галерее.

Первые реликвии прятали в плаще

Музей готовится к годовщине открытием новых выставок, а вот шумного празднования не будет.

За годы музей стал одним из богатейших в  Украине. На сегодня в хранилищах насчитывается более 62 тысяч произведений мирового и национального искусства -  от античных времен до наших дней.

"КП" решила встретиться с руководством Львовской национальной галереи искусств и узнать из первых уст о достижениях и проблемах музея за все десятилетия.

В фондах галереи ­ более 62 тысяч произведений мирового и национального искусства.

- Уже целых 106 лет Львовская галерея собирает, хранит и демонстрирует ценные коллекции искусства. А начиналось все с  конца XIXвека, когда львовская интеллигенция выступила за создание музея западно-европейского искусства, а уже в 1903-1906 годах на собранные общественностью средства активисты приобрели десятки картин.  Более того, считали, что приобрели и Рафаэля – позже это оказалась мастерски выполненная копия. Так вот, львовские интеллигенты, дабы уберечь холст от воров,  перевозили картину без рамы и под плащом одного из активистов, - рассказал "КП" заместитель директора галереи Владимир Пшик.

Две трагедии с разницей в 20 лет

Львовская национальная галерея искусств пережила немало ­ непростые 30­е, приход Советской власти, перестройку, становление независимой Украины. Но есть и по­настоящему трагические страницы в истории музея. В 1992 году, а именно 29 апреля, как раз после Пасхальных праздников, на музей было совершено нападение.

Пока скульптуры Пинзеля покоряют Париж, в галерее ­ только их копии.

Был обычный спокойный рабочий день. Тогда у нас в помещении по ул. Стефаника, 3 только ввели охрану, но сам охранник был почему­то без оружия. Так вот, около полудня произошел взрыв, и помещение наполнилось черным дымом. Все служащие подумали, что начался пожар, и схватились за огнетушители, ­ вспоминает Владимир Пшик. ­ И уже потом увидели двух мужчин, выбегающих из клубов этого дыма. У одного из них на пути стояли начальник хозяйственной части галереи Ярослав Волчек и известный искусствовед Дмитрий Шелест. Вот как раз по ним начал стрелять рецидивист.

Смертельные ранения получили оба работника галереи. А воры быстро проскочили ворота и убежали к ожидавшему их автомобилю. По сей день преступники и утраченные картины не найдены.

­ Хочу отметить, что тогда украли далеко не самые дорогие картины. Была похищена одна картина кисти Яна Матейки, и две ­ Артура Гроттгера, эскизного характера. Для всего музейного мира это нападение было шоком. Конечно, после такого случая охрану усилили уже все музеи, ­ отметил историк.

Икону Львовской Богоматери Борис Возницкий считал своим оберегом.

Еще одна трагедия для Львовской национальной галереи искусств случилась относительно недавно ­ в мае 2012 года погиб в автомобильной аварии директор музея Борис Возницкий.

­ В декабре 2012 года исполнилось бы 50 лет, как Борис Возницкий стал директором музея. Этот человек хотел сохранить максимум шедевров для общества. Скажу, что в 1961 году, когда Борис Григорьевич пришел работать в галерею, было всего 10­11 тыс. экспонатов, а сегодня ­ уже более 62 тысяч. Борис Возницкий буквально выхватывал артефакты из­под пилы, из огня, земли.

Борис Возницкий знал цену древним произведениям искусства. А вот наиболее дорогой для него была икона Львовской Богоматери, которую он выкупил у частника. Зарисованное полотно выполнено мастером византийской школы приблизительно XV столетия. Борис Григорьевич считал эту картину сакрального искусства своим оберегом.

Фонды музея ­ вторая казна страны

Несмотря на новую дату в истории Львовской национальной галереи искусств, музейщики не так радостно встречают годовщину. Как отмечает Владимир Пшик, в последнее время музею приходится выживать, ведь финансовой поддержки от руководства страны не поступает.

­ Казалось бы, уж насколько в 90­е годы были крупные проблемы с финансированием музея, но в последнее время на нас вообще не обращают никакого внимания. Более того, наш нынешний директор Лариса Борисовна Возницкая, дочь Бориса Григорьевича, нашла в дневниках отца такую запись: "Не могу поверить, что все, что я делал, сейчас никому не нужно". И это говорил человек, который пользовался авторитетом среди руководства не только города, но и страны!

Историк отмечает, что запас произведений искусства в хранилищах ­ это вторая казна страны. Действительно, можно было бы продать несколько картин ­ и покрыть расходы галереи. Но сами музейщики против такого "заработка".

Тем не менее, несмотря на все трудности в "жизни" галереи искусств, Владимир Пшик уверен, что все задуманное коллективом музея обязательно реализуется. Ведь у галереи есть главная поддержка ­ благодарные посетители, а это около 300 тысяч гостей в год.

Кстати

Сфотографировать потусторонний мир еще никому не удалось

Уже прощаясь, Владимир Петрович провел нас по узким и извилистым коридорами галереи, и "Комсомолка" не могла не спросить о привидениях. Ведь своды Дворца Потоцких, где мы встретились с историком, казалось, так и хранят дух предыдущих хозяев старинного замка.

-  Сразу уточню, я не верю в то, чего не видел. Хотя мы живем в мире, который до конца не знаем. Даже наш покойный шеф говорил, что что-то слышал - и не раз. То же говорил и охранник корпуса на Стефаника - в хранилище он слышит чьи-то шаги. Еще говорят, что  по Золочевскому замку ходит приведение монаха, а в Подгорецком – Белая Леди, - напоследок рассказал Владимир Петрович.  - Во всяком случае,  наши посетители стремятся запечатлеть привидения на фото. Пока это еще никому не удалось.

Справка "КП"

В феврале 1907 года  львовский магистрат приобрел несколько коллекций, среди которых было и собрание живописи подольского землевладельца Ивана Яковлевича. Эта коллекция была привезена во Львов в феврале 1907 года и стала основой галереи. С тех пор и принято считать дату основания - 14 февраля 1907 года.

- Уже сегодня в состав галереи входят 16 музейных комплексов. Это и часовня Боимов, музей "Русалка Днестровская",  музей Пинзеля, музей древней украинской книги, Жовковский,  Олесский, Золочевский и Подгорецкий замки, музей Ивана Выговского, - отметил Владимир Петрович. – А в фондах галереи имеются работы кисти Рубенса, Тициана, Гойи, Шишкина, Врубеля, Ге и других.